Памяти основателя «Балета Кремля» Андрея Петрова

Елена ФЕДОРЕНКО

25.04.2023

Памяти основателя «Балета Кремля» Андрея Петрова

Ушел из жизни хореограф, народный артист России Андрей Петров — весть печальная, горькая, неожиданная. Ему было 77 лет.

Он очаровывал своей мужской красотой, темпераментом, внутренней культурой, которая была унаследована на генетическом уровне: мать — звезда театра «Ромэн» Ольга Петрова, отец Борис Холфин — из знаменитой московской балетной династии.

Судьба разделила жизнь Андрея Петрова на несколько ярких этапов. Первый связан с Большим театром, в труппу которого юный выпускник Московского хореографического училища был приглашен в 1965 году. Он станцевал около пятидесяти партий в классическом и современном репертуаре. Тогда у вполне успешного солиста появилась мечта — сочинять танцы, и он начал ставить пластические миниатюры в спектаклях драматических театров, в кино и на телевидении, а в 1977 году, не оставляя артистическую деятельность, окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства по курсу известных педагогов-хореографов Ростислава Захарова и Евгения Чанги.

Годы стажировки проходили в родном Большом театре под руководством Юрия Григоровича. Он, главный балетмейстер ГАБТ, ценил в своем ассистенте интерес к балетам, редко идущим на сцене или вовсе не знавшим ранее подмостков, и его увлечение музыкой современных композиторов. На главной сцене страны молодой хореограф поставил такие оригинальные балеты, как «Калина красная» (музыка Е. Светланова), «Деревянный принц» (музыка Б. Бартока), «Рыцарь печального образа» (музыка Р. Штрауса), «Эскизы» (музыка А. Шнитке). В конце 80-х Андрей Петров стал заведующим труппой Большого театра.

Спектакли Андрея Петрова украшали афиши разных театров мира. В Софийской Народной Опере (Болгария) пользовалась популярностью «Весенняя сказка» («Снегурочка») на музыку П. Чайковского, на сцене Кремлевского дворца съездов шел балет «Тимур и его команда» В. Агафонникова, в Челябинском театре оперы и балета имени Михаила Глинки — «Двенадцать стульев» на музыку Г. Гладкова; позже появились постановки в Уфе и Екатеринбурге.

В 70-80-е годы Андрей Борисович много работал в оперном жанре, ставил танцы в спектаклях Бориса Покровского, среди них — опера-балет «Революцией призванный» Э. Лазарева, опера-балет «Млада» Н. Римского-Корсакова, оба — в Большом театре. Соавторами хореографа становились известные художники: Валерий Левенталь и Марина Соколова, Станислав Бенедиктов и Борис Мессерер, Виктор Вольский, Рафаил Вольский и Ольга Полянская — жена, муза, единомышленница.

К 1990-м годам Андрей Петров подошел зрелым мастером и известным хореографом, со своим узнаваемым стилем, индивидуальным почерком — и после отделения Большого театра от Кремлевского дворца съездов (переименованного позднее в Государственный Кремлевский дворец), Андрей Петров перешел на работу в КДС и создал новый самостоятельный коллектив — театр «Кремлевский балет». В труппу вошли молодые выпускники хореографических училищ Москвы, Санкт-Петербурга, а также ведущие солисты театров страны. Коллектив прекрасных педагогов «Кремлевского балета» возглавляла великая Екатерина Максимова. За короткое время театр приобрел репутацию серьезного профессионального коллектива и накопил богатый репертуарный багаж.

Большинство спектаклей — балеты-эксклюзивы: «Руслан и Людмила» по сказке А. Пушкина (музыка М. Глинки-В.Агафонникова); «Наполеон Бонапарт» (музыка Т. Хренникова); «Зевс» по древнегреческим мифам (музыка Д. Араписа), премьера которого состоялась в театре «Иродиум» на 40-м Международном Афинском фестивале искусств. На Кремлевской сцене большим успехом пользовались хореографический диптих «Невский проспект» по произведениям Н.В. Гоголя (Д. Шостакович «Портрет» и Альфред Шнитке «Эскизы») и одноактный балет «Фантастическая симфония» по программе одноименной симфонии Г. Берлиоза.

Дух исканий отличает и детские балеты мастера: «Том Сойер» по бестселлеру М. Твена, музыка П. Овсянникова; «Аленький цветочек» В. Купцова по мотивам сказки С. Аксакова, «Чиполлино» К. Хачатуряна в хореографии Г. Майорова; семейный спектакль «Продавец игрушек» А. Шелыгина. Впрочем, они адресованы и детям, и взрослым — столь причудливо в них сочетаются традиции балетной классики, острые современные реакции и вневременная культура чувств.

Андрей Петров не столько провозглашал, сколько действовал: художественное кредо своего коллектива он определил как сочетание классики и ее обновление, развитие. В афише «Кремлевского балета» — спектакли крупной формы с проработанным сюжетом и яркими характерами. В версиях классических шедевров: «Баядерка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот» — стильность, высокий строй хореографических мыслей, постановочная изысканность, богатство цвета, фактуры, выразительных средств — неотъемлемая часть спектаклей театра. В разные годы с коллективом сотрудничали Юрий Григорович, Владимир Васильев, Андрис Лиепа. Спектакли «Кремлевского балета» приобрели мировую известность.

В неспокойные 90-е Андрей Борисович, не оставляя театра, возглавлял Государственный Кремлевский дворец. Деятельность ГКД строилась им с учетом особого значения Кремлевской сцены. Основу репертуара составляли образцы отечественной и мировой культуры во всем ее многообразии: концертные программы и спектакли, выступления звезд, премьерные показы художественных фильмов. Кремлевские гала-представления, праздничные концерты, юбилейные торжества, режиссером-постановщиком ряда из них становился Андрей Петров, выдерживали высокий художественный уровень и являлись образцовыми с точки зрения эстетических критериев эстрадно-концертной деятельности. Андрей Борисович первым инициировал прямые трансляции спектаклей и кремлевских вечеров в интернете.

В 1997 году создан телевизионный документальный фильм о творчестве хореографа Андрея Петрова (режиссер В. Трубникова). Накануне миллениума на телеканале «Культура» вышел в свет цикл авторских программ Андрея Петрова под названием «Энциклопедия танца», ставший победителем по рейтингу зрительского внимания. Свидетельством признания Петрова как мастера высочайшего класса явилось его членство в жюри различных конкурсов, смотров и фестивалей. Многие годы Андрей Петров был профессором Московской государственной Академии хореографии — передавал богатейший опыт и знания студентам.

Друзья и близкие люди запомнят Андрея Борисовича человеком неожиданных и темпераментных реакций, балагуром, эрудитом, умеющим превращать факты в радость искрометных шуток. Он ушел на взлете — почти готов к встрече со зрителями балет «Клеопатра», начались репетиции спектакля «Война и мир» по роману Льва Толстого на музыку Вячеслава Овчинникова, который Петров планировал осуществить силами двух театров — «Кремлевского балета» и многострадальной «Донбасс Оперы».

Осиротел театр в самом сердце России, в Кремле. Коллектив, созданный более трех десятилетий назад, с оригинальным репертуаром и сформированной труппой, остался без вдохновителя и руководителя. Хочется верить, что плеяда замечательных танцовщиков и педагогов, воспитанная Андреем Петровым и его командой, подхватит и продолжит театральное дело. Сохранение детища Андрея Борисовича Петрова — лучшая память о создателе «Кремлевского балета».

Фотографии из личного архива Андрея Петрова/предоставлены Театром балета Государственного Кремлевского дворца "Кремлевский балет". Автор фотографии А. Клюшкин.