Мировые балетные премьеры и курс на работу с российскими театрами: Большой рассказал о своих планах

Елена ФЕДОРЕНКО

20.04.2023

Мировые балетные премьеры и курс на работу с российскими театрами: Большой рассказал о своих планах

В Императорском фойе Большого театра состоялась пресс-конференция: с грядущими премьерами 248-го сезона (2023-2024) познакомили гендиректор Владимир Урин, худрук балетной труппы Махар Вазиев и пресс-секретарь Катерина Новикова.

Уходящий сезон на прощание приберег несколько прекрасных подарков. В честь 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова 21 мая на Исторической сцене прозвучат Вторая симфония и поэма «Колокола». Две оперные премьеры состоятся на Новой сцене. Кипит работа над оперой Джузеппе Верди «Луиза Миллер», в основе которой пьеса «Коварство и любовь» Шиллера, первый показ намечен на 25 мая. Ставит спектакль худрук Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян, оркестр поведет известный армянский дирижер Эдуард Топчян. Оперу «Бенедикт и Беатриче» Гектора Берлиоза поставит петербуржец Александр Петров, худрук театра «Зазеркалье», за дирижерский пульт встанет Жюльен Салемкур, дебютировавший в Большом «Севильским цирюльником» Дж. Россини.

Камерная сцена в начале июля пригласит на премьеру оперы Умберто Джордано «Король», дирижер-постановщик — штатный театральный маэстро Антон Гришанин, постановщик Юрий Муравицкий — экспериментатор, недавно покинувший пост главного режиссера Театра на Таганке. В июне ожидается капитальное возобновление балета «Марко Спада», осуществленного в ГАБТ десять лет назад страстным почитателем танцевальной старины Пьером Лакоттом. Он, тонкий стилизатор, ушел из жизни две недели назад, на девяносто втором году жизни, но успел порадоваться тому, что его спектакль вернется на Историческую сцену Большого театра, который знаменитый француз так искренне и преданно любил. Из важных новостей — возобновление деятельности невероятно популярного в советское время Ансамбля скрипачей Большого театра и появление новой примы и премьера — ими стали талантливые молодые танцовщики Елизавета Кокорева и Дмитрий Смилевски.

Перед оглашением грядущих планов на сезон 2023-2024 гендиректор Владимир Урин сообщил, что Большой театр за 2022 год показал 662 спектакля, которые посетили более полумиллиона зрителей (556 тысяч человек), и заработал более 2,7 млрд рублей.

Откроет череду премьер опера Франческо Чилеа «Адриана Лекуврёр» 16 ноября на Исторической сцене — ее осуществит худрук Пушкинского театра Евгений Писарев. Когда-то в заглавной роли на сцене этого театра (тогда — Камерного) в спектакле Таирова блистала Алиса Коонен, и, по словам Владимира Урина, Писарев невероятно обрадовался предложению поставить это произведение. Итальянский маэстро Джакомо Сагрипанти встанет за пульт театрального оркестра.

Большой театр, оказавшийся оторванным от мирового оперного движения, предлагает богатое возможностями сотрудничество с российскими театрами и, что удивительно, не с музыкальными. Владимир Урин отметил: «У нас было немало совместных работ с зарубежными коллективами, но не было спектаклей с отечественными театрами — настало время это сделать». На пресс-конференции анонсировали два интригующих совместных проекта. На ноябрь 2023 года запланирована премьера одноактной комической оперы Цезаря Кюи «Сын мандарина» — в тандеме с Театром кукол имени Сергея Образцова. Вторым спектаклем премьерного вечера станет «Соловей» Игоря Стравинского. Оба спектакля войдут в афишу Камерной сцены имени Бориса Покровского, их поставят дирижер Алексей Верещагин и режиссер Алексей Франдетти, который на время отвлечется от должностных обязанностей в «Ленкоме».

Второй совместный проект-копродукция — весенняя сказка «Снегурочка» на музыку Чайковского — задуман вместе с Малым театром, его посвятили 150-летию со дня мировой премьеры и 200-летию со дня рождения великого русского драматурга Александра Островского. На Новую сцену выйдут звезды «Дома Островского», как издавна именуют Малый, — Василий Бочкарев, Ирина Муравьева, Владимир Носик, Валерий Афанасьев. Поставит спектакль режиссер, молодой заместитель худрука Малого по творческим вопросам Алексей Дубровский. За музыкальное прочтение «отвечает» дирижер-постановщик Иван Никифорчин. У спектакля будет двойная прописка — его планируется показывать как в Большом, так и в Малом театре, который для этого небывалого эксперимента готов снять несколько рядов партера, чтобы посадить оркестр. Кстати, полтора века назад премьера «Снегурочки» состоялась в Большом театре — в «Доме Островского» тогда проходили ремонтные работы.

Весной, ровно через год, на Новую сцену выйдут пушкинские герои — «Евгения Онегина» Чайковского поставит Сергей Урсуляк, опытный кинорежиссер дебютирует в оперном жанре. В роли дирижера-постановщика выступит молодой маэстро Филипп Селиванов. На радость юной аудитории на Камерной сцене Покровского театр покажет детскую оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн», место за дирижерским пультом займет сам композитор, режиссером станет знаток детской психологии Нина Чусова. Еще одной премьерой станет опера «Паяцы» Леонкавалло, режиссер — Ханс-Йоахим Фрай, дирижер-постановщик Алексей Верещагин.

В мае 2024-го репертуар Исторической сцены пополнится оперой Сен-Санса «Самсон и Далила» в постановке дирижера Артема Абашева, год назад оставившего должность музруководителя Пермской оперы, и режиссера Адольфа Шапиро, неоднократно и плодотворно работавшего в оперном жанре.

Балетные планы, поражающие отчаянной смелостью, представил Махар Вазиев. Три больших полнометражных спектакля, два из которых — эксклюзивы, а третий — легенда. Мировая премьера двухактного балета «Пиковая дама» на Исторической сцене намечена на декабрь. Композитор Юрий Красавин превратил оперную партитуру Чайковского в танцевальную. Сочиняет балет, а работа над ним уже началась, хореограф Юрий Посохов. Он давно живет и работает в США, но постоянно и успешно сотрудничает с Большим. В своем артистическом прошлом Посохов был премьером Большого театра, он воспитан на московском стиле, открытом и темпераментном, и балетная труппа главного театра страны любит работать с хореографом.

Вячеслав Самодуров, поднявший на небывалую высоту екатеринбургскую труппу «Урал Опера Балет», похоже, решил поменять свою «должностную» судьбу на вольную, объявив об уходе из театра. Теперь в роли свободного художника он поставит в Большом балет Юрия Красавина «Буря» по пьесе Шекспира, населенной колдунами и духами, полной головокружительных сюжетных поворотов. Впрочем, энергия и скорость характерны для хореографического почерка Самодурова — его зажигательная и невероятная по темпам «Танцемания» никого не оставила равнодушным. Над сказочной «Бурей» (премьера намечена на июль 2024-го) поработает сценограф Алексей Кондратьев, главный художник «Ленкома», костюмы «придумает» неуемная фантазия Игоря Чапурина.

Вернется в репертуар грандиозный драмбалет Сергея Прокофьева - Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта». Над хореографической мощью спектакля, поразившего Лондон на гастролях 1956 года, будет трудиться команда мастеров во главе с хореографом и педагогом Михаилом Лавровским, сыном постановщика. В условиях санкций и импортозамещения возвращение эталонных спектаклей родной истории кажется решением взвешенным и перспективным. Традиционная версия, как обещают руководители театра, не вытеснит из репертуарного багажа «Ромео и Джульетту» Юрия Григоровича, отразившую иные балетные времена. Балетоманы не теряют надежду увидеть обещанную прошедшей осенью на сборе труппы премьеру одноактных балетов современных иностранных хореографов — возможно, она встретится со зрителями уже нынешним летом. С нетерпением особым любители балета ожидают торжественный гала на Исторической сцене, посвященный 250-летию Московской государственной академии хореографии — вечер состоится 25 ноября 2023 года.

Предъявленные планы прокладывают путь в будущее. «Казалось, что 250 лет Большого театра где-то за горами, но на самом деле остается все меньше времени, но сейчас, думая о репертуаре 248-го сезона, мы, конечно же, думаем, каким образом сложится афиша юбилейного сезона», — сказал Владимир Урин. Вдумчиво и без суеты продолжается активный процесс практического поиска музыкального руководителя театра — действительно, такого количества приглашенных дирижеров, среди которых много молодых, история Большого театра не знала. В гастрольном графике — Китай и Калининград, где стремительно растет здание Филиала Большого театра, Липецк и Минск, участие в фестивале «Новый Иерусалим» в Истре, выступления в Кирове и Уфе, концерты в Ереване и Санкт-Петербурге. На сцене Большого театра в 248-м сезоне выступит немало гостей, в том числе — петербургский театр «Зазеркалье», театры оперы и балета из Башкирии, Узбекистана, Бурятии, Челябинска. 

Фотографии: Александр Щербак/ТАСС.