Венские вершины в столице Коми: весь апрель в Сыктывкаре идет международный музыкальный фестиваль

Александр МАТУСЕВИЧ

18.04.2023

Венские вершины в столице Коми: весь апрель в Сыктывкаре идет международный музыкальный фестиваль

XXXIII фестиваль «Сыктывкарская весна» представил две свежие работы труппы Театра оперы и балета Республики Коми — австрийские шедевры на все времена — оперетту «Летучая мышь» и оперу «Дон Жуан».

Международный фестиваль оперного и балетного искусства имени Ии Бобраковой «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна») был придуман на излете советской эпохи, тогда же музыкальный театр в столице Коми АССР был преобразован в оперно-балетный. Тридцать лет и три года он радует театралов-меломанов отдаленного северного края России разнообразием программ, нетривиальными ходами в афише, яркими премьерами и мультижанровостью. Не менее ярок нынешний фестиваль — своего рода смотр достижений театра за сезон. В апреле этого года (фестиваль длится почти месяц) на суд публики вынесли четыре премьеры (оперу, оперетту, балет и театрализованную концертную программу, модно поименованную кроссовер-шоу), почтили юбилей великого Рахманинова концертом в двух отделениях, пригласили Юрия Башмета с его «Солистами Москвы», сыграли наиболее яркие спектакли и концертные программы текущего репертуара. В конце месяца программа будет завершена грандиозным гала-концертом. Международный формат форума в нынешних условиях поддерживать непросто, но выход нашли — в афишу включена премьера балета современного финского композитора Туомаса Кантелинена «Русалочка» — связи с финно-угорскими народами и странами для земли Коми очень важны.

«Коми-опера» выросла из театра музыкальной комедии, поэтому традиции оперетты ей близки: в последние годы театр привозил в Москву на фестиваль «Видеть музыку» удачные постановки «Фиалки Монмартра» и «Принцессы цирка». Но взятая к постановке в этом сезоне «Летучая мышь» — оперетта особого класса. Оперная сложность вокала и невероятная популярность произведения делают каждую его новую интерпретацию вызовом труппе, постановщику, музыкантам. Театр обращался к этому названию дважды (в 1961 и 1982 годах), оба спектакля стали долгожителями, пользуясь любовью публики.

Главный режиссер театра Илья Можайский предложил свою версию классического хита, изменив даже название — в Сыктывкаре он идет как «Месть Летучей мыши». Он попытался совместить оригинальное либретто (Карл Хаффнер и Рихард Жене) венской оперетты, где речь идет о мести Фалька своему приятелю Айзенштайну, с популярным в нашей стране советским вариантом Николая Эрдмана и Михаила Вольпина. Эрдман даже выведен на сцену в этом спектакле: драматург здесь — своего рода альтер-эго Князя Орловского, который собирает всех участников комедии на бале-маскараде. Обе роли тонко играет баритон Андрей Ковалев.

Этим новации не ограничились. Партию Орловского, которую в венском оригинале поет меццо-сопрано, а в советской версии — баритон, разделили между двумя исполнителями. Помимо упомянутого баритона Ковалева (Орловский/Эрдман), часть хитов из его партии здесь поет меццо Галина Петрова. Ее героиня также перекочевала в спектакль из венского оригинала – это Ида, сестра горничной Айзенштайнов Адели, которая появляется на костюмированном балу и пытается поймать свою птицу счастья.

Активная роль в спектакле отведена дирижеру Никону Родюкову, примерившему на себя роль самого маэстро Штрауса — он не только стоит за пультом, но и включается в действие, то споря с Фальком, то помогая Айзенштайну.

Нахождение оркестра не в яме, а в глубине сцены делает возможным этот постоянный контакт и «нарушение» «рамы спектакля».

Размещенный на сцене оркестр окружен ажурной решеткой и белоснежной двускатной лестницей. Тут же и фонари в стиле модерн — легкая аллюзия на венский сецессион как нельзя кстати в этой оперетте (удачная сценография Юрия Самодурова). Присутствие оркестра на сцене до известной степени осложняет его звуковой баланс. Приходится использовать микрофоны. Достичь гармонии в звучании удается не всегда: звукорежиссеры в Сыктывкаре свое дело знают, но им есть куда расти.

Роскошные костюмы Самодурова и изящный свет Нелли Сватовой усиливают венский колорит истории, сообщая ей известную степень легкости. Однако есть и то, что утяжеляет спектакль. Разговорных сцен много, диалоги длинны и подробны, они хорошо объясняют фабулу и суть интриг, но одновременно проявлять себя и яркими вокалистами, и тонкими драматическими актерами — задача нетривиальная, не у всех это получается.

Качнуть бы маятник этого спектакля в сторону музыкального театра, усилить вес музыкальных номеров, увеличить значение танцевальных номеров (хореограф Андрей Меркурьев) — это пошло бы ему на пользу.

К вокальным удачам фестивального показа стоит отнести выступление молодых, но уже именитых солистов труппы — Елены Лодыгиной (Розалинда), Анастасии Морараш (Адель), Михаила Ярмольского (Альфред), Андрея Ковалева (Орловский/Эрдман), Галины Петровой (Ида). Мастера старшего поколения — Анатолий Журавлев (Айзенштайн), Геннадий Муралев (Фальк), Николай Глебов (Дежурный тюрьмы) — привносят уверенности и яркой комедийности в сценическое действо. Ряд музыкальных номеров исполняется по-немецки, что добавляет венского шарма, однако над фонетическим качеством языка Гёте и Шиллера еще предстоит поработать.

Еще более обязывающая вещь, вынесенная на фестивальный суд, — моцартовский «Дон Жуан». В отличие от оперетты Штрауса сложнейшую оперу мирового репертуара штурмуют в Сыктывкаре впервые. Спектакль рождался трудно, поскольку французская постановочная команда, накидав идей, после февраля прошлого года из проекта вышла, и доделывать работу пришлось собственными силами. Выступивший в итоге постановщиком Николай Глебов сохранил и развил первоначальную концепцию белорусско-французского режиссера Ольги Поляковой. Суть ее — в переносе истории о севильском соблазнителе в современную компьютерную реальность. Вследствие этого главный герой раздваивается — сидящий дома в неуютной каморке пузатый айтишник в растянутом тренировочном костюме (Никита Одалин) флиртует виртуально с десятками красавиц, а для реального соблазнения он нанимает себе двойника — стройного длинноволосого красавчика из модельного агентства (Андрей Ковалев). Встреча с красотками «в реале» происходит в каком-то новомодном современном пространстве — не то в торговом центре, не то в кафе. Низвержение в финале в ад означает полную перезагрузку: развлекающемуся дома айтишнику-выпивохе троянский вирус «Командор» уничтожает всю базу и наработанные контакты.

Вневременные проблемы морали и чести, верности и флирта на удивление легко переживают телепортацию в компьютерную реальность: не возникает смыслового и эстетического диссонанса ни с темой, ни с музыкальным сопровождением венского классика. Хотя компьютерный контекст — мелькание на заднике смс-переписок и фотографий из гаджетов — сильно мешает, например, в самом начале, когда играет увертюра. И это очень жаль, ведь музыка гениальна. В дальнейшем все встает на свои места и выглядит органичным.

Конечно, воспринимать этот спектакль можно лишь с известной долей отстранения, с изначальным принятием «правил игры». Но если этот этап удается пройти, то действо кажется забавным, а местами и захватывающим. Хай-тек-декорации Дарьи Бочкаревой и выразительный видеоконтент Михаила Смолко, основанный на привычных современному обывателю образах и символах из гаджетов, честно выполняют свои функции, а некоторые костюмы не лишены и эстетической привлекательности (особенно благодаря сочетанию цветов). Часть мизансцен поставлена на грани цирковой акробатики. Например, известную Арию с шампанским титульный герой сопровождает мастерским жонглированием бутылками, почти не мешающим ему качественно озвучить сложный вокальный номер, что добавляет спектаклю динамики. Смотря на такие постановочные изыски, уже не удивляешься, почему это не все сцены проработаны и решены одинаково ярко. В целом же спектакль получился: у него есть идея, достойная реализация, законченная форма и целеустремленное развитие.

Сложнейшая партитура под управлением главного дирижера Романа Денисова прозвучала качественно: игра оркестра не лишена моцартовской легкости и одновременно глубокого драматизма. Некоторые помарки (прежде всего у медных духовых инструментов) сильно не огорчили. Когда у постановки есть яркая идея и удачное ее воплощение, в том числе и музыкальное, мелочи настроения не испортят.

Отличный баланс оркестра с солистами способствовал тому, что все герои звучали выигрышно. Особенности регионального театра таковы, что вчерашние герои «Летучей мыши» через день выходят в моцартовском шедевре. С наименьшими потерями, а местами просто-таки блистательно такой жанрово-репертуарный скачок удалось преодолеть Галине Петровой (Эльвира) и Андрею Ковалеву (один из Дон Жуанов) — остается только снять шляпу перед столь универсальными и гибкими артистами оперы. Прекрасно справились и в вокальном, и в артистическом плане со своими ролями Никита Одалин (второй Дон Жуан), Борис Калашников (Оттавио), Алексей Петров (Лепорелло), Яна Пикулева (Церлина).

Фотографии предоставлены пресс-службой Театра оперы и балета Республики Коми.