Большой театр объявил творческие планы на сезон 2022-2023

Елена ФЕДОРЕНКО

25.07.2022

Большой театр объявил творческие планы на сезон 2022-2023

В Большом театре, в парадном Императорском фойе, прошла пресс-конференция. С планам на 247-й сезон собравшихся познакомили генеральный директор театра Владимир Урин, художественный руководитель балета Махар Вазиев и начальник пресс-службы Катерина Новикова.

Тайны следующего театрального года Большой всегда раскрывает заблаговременно, весной, и журналисты давно привыкли к этой традиции. ГАБТ мог бы разворачивать стратегическую перспективу и на три года вперед — творческое хозяйство здесь отрегулировано четко, виды на будущее определены заранее. Естественно, нынешние намерения подверглись переверстке, на которую потребовалось время — сообщили о них в разгар лета, за пару дней до начала отпуска.

Первую премьеру сезона – вечер одноактных балетов – встретит Историческая сцена 30 ноября 2022-го. Балетная труппа представит шедевр Михаила Фокина «Шопениану» —тончайшую стилизацию романтического балета с поиском недосягаемого идеала и ускользающего совершенства. Этот балет, любимый зрителями, покинул репертуар около десяти лет назад. Над возобновлением спектакля потрудятся знаменитые петербуржцы Наталья Большакова и Вадим Гуляев, блестяще исполнявшие «Шопениану» в Мариинском (тогда — Кировском) театре.

Вторым одноактным спектаклем вечера станет «Большое классическое па» из балета «Пахита»: свадебный дивертисмент, гимн классическому женскому танцу, образец роскошного имперского стиля, созданный Мариусом Петипа. Реставратор балетных ценностей Юрий Бурлака возобновил эту блистательную жемчужину в 2008-м — теперь, после более чем десятилетнего перерыва, она вернется в репертуар. Художник возобновлений — Альона Пикалова, дирижер-постановщик — Павел Клиничев. Возвращение к классике изысканных стилей — бесспорно полезный и даже необходимый опыт для труппы. Элегантные и благородные, строгие и сложные вариации — то, что поможет юным артисткам, а их в труппе появилось немало, для раскрытия индивидуальности.

Следующая объявленная новинка — абсолютная загадка. Мировая премьера двухактного балета «Пиковая дама» намечена на 20 апреля 2023-го, она тоже получит прописку на Исторической сцене. Композитор Юрий Красавин работает над партитурой, в которую войдет музыка Петра Ильича Чайковского. Имя Красавина известно балетоманам по спектаклям «Магриттомания» и недавней блистательной премьере «Танцемании», никого не оставившей равнодушным. «Пиковую даму» поставит хореограф Юрий Посохов, давно и успешно сотрудничающий с Большим. Сегодня в репертуаре главной сцены страны его спектакли «Герой нашего времени», «Нуреев», «Чайка». Он сам родом из Большого, и московский стиль — темпераментный, заводной, открытый, с актерскими откровениями и секретами подтекстов усвоен им на генетическом уровне. Оркестр Большого театра поведет маэстро Антон Гришанин, сценография доверена Полине Бахтиной.

Публика вправе ожидать еще одну танцевальную новинку, на которую намекнул балетный худрук Махар Вазиев. Такие подарки театр уже преподносил, так, в 2018-м порадовал бенефисом «Пьеса для него», который в планах не значился и был рожден благодаря продюсерской смелости начальника отдела перспективного планирования и специальных проектов Ирины Черномуровой. Так случилось и с внезапно возникшей премьерой «Четыре персонажа в поисках сюжета», которая появилась по тайной инициативе энергичного руководителя балетной труппы осенью 2020-го после долгой пандемийной изоляции.

Первая оперная премьера — «Демон» Антона Рубинштейна — появится в декабре на Новой сцене. Спектакль поставит режиссер и сценограф Владиславс Наставшевс — два года назад состоялся его успешный оперный дебют в Большом театре, тогда на Камерной сцене имени Б.А. Покровского он представил «Искателей жемчуга», спектакль получил несколько «Золотых масок», в 2021-м репертуар Камерной сцены пополнился еще двумя одноактными операми в его режиссуре и оформлении. Дирижер-постановщик «Демона» — Артем Абашев, покинувший Пермскую оперу. Гендиректор отметил, что в постановке будут заняты по преимуществу «новые молодые голоса Большого», а признанные ведущие мастера представят «Трубадура» Джузеппе Верди на Исторической сцене 29 марта 2023 года. Новую версию этой любимой публикой оперы предложит красноярский режиссер Роман Феодори, недавно осуществивший в ГАБТе оперу бельканто «Линда ди Шамуни».

Одна из памятных дат следующего года — 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова. Юбилею великого русского композитора Большой театр посвящает праздничные программы, в том числе вокальные концерты в Бетховенском зале с участием известных солистов и артистов Молодежной программы; два вечера на Исторической сцене, где прозвучат «Колокола», Вторая симфония (9 апреля), «Всенощное бдение», концертное исполнение оперы «Алеко» (21 мая). Через год, «под занавес» будущего сезона, на Новую сцену выйдет одноактная опера Сергея Рахманинова «Франческа да Римини», более века назад впервые поставленная именно в Большом.

Во втором отделении планируется еще одна премьера — впервые в Москве появится «Флорентийская трагедия» Александра фон Цемлинского по одноименной незавершенной пьесе Оскара Уайльда, сюжетная основа которой — ренессанский любовный треугольник. Разбираться в драматических перипетиях отношений доверили молодому и опытному дирижеру Дмитрию Матвиенко, художнику Александру Шишкину, который запомнился радикальной сценографией «Весны священной» в Большом театре. С Большим сотрудничал и режиссер Александр Молочников, осуществивший на Камерной сцене одноактные оперы Джана Карло Менотти и на Новой совместно с хореографом Юрием Посоховым — балет «Чайка».

Планы Камерной сцены пока не оглашались — в ближайшее, надеемся, время здание на Никольской закроется на реконструкцию. «Проект уже прошел экспертизу, получил положительное заключение, и мы готовы к строительству, — рассказал Владимир Урин. — Как только будут определены сроки финансирования и сроки строительства, Камерная сцена переедет, видимо, во Дворец на Яузе». Известна только первая премьера — постановка оперы Алексея Верстовского «Аскольдова могила», но дата ее появления тоже зависит от старта грандиозной реконструкции.

Предстоящий сезон богат торжественными датами. Первый юбилей отметят уже в сентябре — он посвящен образцовой романтической балерине и педагогу, народной артистке СССР Марине Кондратьевой, которая отмечает 70-летие служения Большому театру. В честь Марины Викторовны исполнят «Лебединое озеро», а в Музейном фойе Исторической сцены откроется выставка.

Вновь, как и все последние годы, активно включится в работу Музей Большого театра. Две экспозиции уникальных фотографий, эскизов декораций, афиш, костюмов выдающихся артистов украсят осенью Хоровое фойе Новой сцены — на выставке, посвященной 115-летию со дня рождения хореографа, режиссера, педагога Ростислава Захарова и на экспозиция к 100-летию со дня рождения оперной певицы Киры Леоновой. На Исторической сцене в декабре откроется выставка к 90-летию Родиона Щедрина — с главной сценой страны связаны многие произведения композитора. Выставок и спектаклей-посвящений ожидается немало. Юбилеи встретят признанные мастера Большого: Светлана Адырхаева, Тамара Синявская, Владимир Маторин. Немало любопытных документов и артефактов будет представлено на выставках, дающих свежие впечатления страницам истории, которую писали Федор Шаляпин и Антонина Нежданова, Николай Фадеечев и Евгений Нестеренко.

Насыщенный событиями и открытиями 246 сезон Большого театра завершен. Впереди — отпуск; но обе сцены, Историческая и Новая, нынешним летом гостеприимно встречают гастролеров: Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского, Театр балета Бориса Эйфмана, а также Театр балета имени Леонида Якобсона.

В новом сезоне на сцену Большого приглашена «Донбасс Опера»: в сентябре многострадальная труппа покажет оперу «Пиковая дама» и балет «Пер Гюнт». В октябре выступит Большой театр Беларуси с оперой «Дикая охота короля Стаха» и балетом «Щелкунчик», в декабре — Якутский театр оперы и балета познакомит с одним из сюжетов эпоса Олонхо, отраженном в опере «Нюргун Боотур Стремительный», в мае москвичи увидят балет «Собор Парижской Богоматери» и оперу «Абай» в исполнении «Астана Оперы». В гастрольном графике Большого театра запланированы встречи со зрителями Якутска, Казани, Челябинска, Калининграда.
Фотографии: Александр Авилов и Сергей Ведяшкин (на анонсе) / АГН Москва.