В Кремле выступили воспитанники Вагановской академии

Елена ФЕДОРЕНКО

29.06.2022

В Кремле выступили воспитанники Вагановской академии

В Государственном Кремлевском дворце состоялся отчетный выпускной концерт учащихся Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Шеститысячный зал оказался заполнен до отказа.

Вечер посвятили 95-летию Юрия Григоровича, программу составили из классики. По словам ректора Академии Николая Цискаридзе, именно так формировали программу концертов при самой Агриппине Вагановой: классические ценности и образцы характерного танца. Никаких современных экспериментов, наива пантомимных комментариев, дивертисментной нарезки — воспитанников оберегают от веяний актуальной хореографии.

В нынешнем году Вагановская академия дала путевку в профессиональную жизнь 280‑му выпуску. Открывали программу «Танцы Дня и Ночи» из оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли в хореографии Мариуса Петипа. Этот эпизод чистого выразительного танца в опере контрастно оттеняет следующую за ним горькую драматическую сцену. В 90-е годы Гран-па «Танцы часов» в редакции Натальи Воскресенской с успехом шли в театре «Кремлевский балет» — тогда этот шедевр можно было увидеть только на кремлевской сцене. Еще раньше, в 1980-м, археолог с феноменальной хореографической памятью Евгений Качаров поставил «Танцы часов» в Таджикском театре оперы и балета имени Садриддина Айни для несравненной, несправедливо рано ушедшей из жизни Малики Сабировой и Музаффара Бурханова. Давно эта балетная реликвия украшает репертуар Пермского хореографического училища, промелькнула она и в афише «Русского балета» Вячеслава Гордеева. Удивительно, но «Танцы часов», уже освоенные сценой, так и остались редкостью.

Несколько лет назад появилась редакция Николая Цискаридзе. Теперь гордая Царица Ночи танцует не с Месяцем, который «правит бал» в одно с ней время суток, а с героем, которого именуют День. Его представил Лука Добош, образ получился ясным и немного наивным, а сам румынский студент продемонстрировал достойные партнерские качества. Луку, как и некоторых других участников концерта, зрители Первопрестольной приветствовали особенно тепло, словно добрых знакомых — запомнили выступления петербургской школьной команды на недавнем Международном конкурсе артистов балета в Москве. Прекрасная выразительная золотая медалистка Мария Кошкарева — гибкая танцовщица с точным художественным чутьем, на сей раз в роли Ночи выглядела уставшей и немного заторможенной. Тему властной красоты и скоротечной свободы, исчезающей с первыми лучами солнца, Мария заявила робко и скромно. Подарил хорошее впечатление старательный девичий кордебалет, сверкающий блестками нарядов (художник по костюмам Дмитрий Парадизов). Танцевали с прилежанием, аккуратно, пытаясь не нарушать линий и синхрона, но коварные оплошности все равно случались.

В популярном дуэте из балета «Фестиваль цветов в Дженцано» датского классика Августа Бурнонвиля на музыку Эдварда Хельстеда прелестная Полина Зайцева и увлеченный кавалер Мирослав Арбатов танцевали эмоционально, живо и радостно, легко и отважно справляясь со всеми трудностями непривычной хореографии. Милые обаятельные пейзанки дополняли эту идиллию.

Петербургские выпускники и студенты старших курсов представили академический образец советских времен. Солнечную «Классическую симфонию» Сергея Прокофьева поставил выдающийся хореограф Леонид Лавровский, который окончил Вагановскую балетную школу ровно век назад. Этот балет Леонид Михайлович адресно сочинил для Московского хореографического училища в 1966 году, словно проложил творческий мостик между школой и театром. С тех пор Московская академия хореографии не забывает «Классическую симфонию» — нередко она входит в программу выпускных концертов и праздников — танцуют всегда с любовью, пониманием и знанием дела. Теперь этот московский по духу и темпераменту балет в редакции Михаила Лавровского исполнили на фоне благородного петербургского дворца на улице Зодчего Росси, где находится Вагановская академия.

В «Классической симфонии» нет истории, которую можно пересказать словами, но театрализованный парад балетных па, вариаций, дуэтов и ансамблей складывается в сюжетные интермедии. Исполнители будто затеяли занимательную игру — соревнуются в академической точности, предъявляют яркую виртуозность, щеголяют свободой прыжков и пируэтов, замирают в изысканных позах. Сложные комбинации подчас давались не без труда, но молодежь не унывала, маскируя неудавшийся трюк экспрессией и улыбками. В трех частях солировали разные пары: Ярославна Куприна и Глеб Асадченко, Мария Кошкарева и Георгий Хребтов, Мария Шевела и Лука Добош. Каждый «прочерчивал» характерные штрихи своей индивидуальности, но характеризовать их, пожалуй, преждевременно. Когда пять девушек одновременно завертелись в быстрых фуэте, зал взорвался аплодисментами. На этом параде балетной виртуозности девушки явно лидировали.

После антракта на сцену ворвался характерный танец — венчал концерт третий свадебный акт балета «Раймонда» Мариуса Петипа в хореографической и концептуальной версии Юрия Григоровича — юбиляр года тоже воспитанник Вагановской школы. Благородная, пряная, красочная национально-характерная сюита с залихватским финальным галопом запомнилась зажигательным массовым задором и уверенным, кокетливым и игривым исполнением солистов: Марии Ветчаниновой и Евгения Переверзина, Анастасии Зинченко и Георгия Клопцова, Аиды Мараловой и Далера Рузиматова.

Молодожены: Раймонда — Софья Валиуллина и Жан де Бриен — Руслан Стенюшкин (солист Мариинского театра, выпускник 2017 года) не только передавали имперские традиции во всем их размахе, но и успешно «разыграли» реликтовый сюжет рыцарской легенды со строгим кодексом чести и поклонением Прекрасной Даме. Благородный воин-защитник взлетал в высоких прыжках и нежно склонялся к своей избраннице. Непривычная лучезарная Раймонда Валиуллиной не перевоплощается в царственную томную приму, а передает главное — жизнь человеческого духа — вне гордости и суеты. Светится от счастья, радуется идеальной мечте, в которую верит. Кажется, у этой выпускницы врожденное и редкое умение расставлять акценты.

Юным танцовщикам в силу своих возможностей помогал Симфонический оркестр радио «Орфей», за пультом — главный дирижер Сергей Кондрашев. На поклонах гигантская сцена оказалась заполненной до отказа воспитанниками Академии и их педагогами.

Фотографии: Дмитрий Коробейников / ТАСС