Театральная премия «Гвоздь сезона»: главная награда не досталась никому

Татьяна ФИЛИППОВА

07.04.2021

Фото: Александр Авилов / АГН Москва.


В театральном центре «На Страстном» в понедельник провели награждение лауреатов премии «Гвоздь сезона», которую ежегодно вручает Союз театральных деятелей России.

«Самое главное, что, несмотря на все страсти-мордасти, мы можем считать девятнадцатую церемонию вручения нашей премии открытой!» — объявил прямо из зрительного зала Евгений Стеблов, заместитель председателя Союза театральных деятелей России (СТД).

Сезон 2019/2020 для СТД был, мягко говоря, непростым: в марте театры закрыли и разрешили им вновь работать лишь в середине июня. Осенью, когда театры обычно выпускают премьеры, началась новая волна ограничений — сначала театральные залы разрешили заполнять лишь наполовину, а потом всего на четверть. Для актеров пустой зал — как нож в сердце, но они продолжали работать, играть старые спектакли, репетировать новые. И выпускать премьеры!

Напомним, что «Гвоздь сезона» — единственная театральная премия, в которой нет номинаций. Награду получает не режиссер или исполнитель, удачно сыгравший ту или иную роль, а спектакль в целом, как результат работы всего творческого коллектива.

Конкурсный отбор премии проходит в два этапа. Сначала экспертный совет, оценив премьерные спектакли московских театров в течение года, выбирает пять наиболее интересных. Все они награждаются «Малыми хрустальными гвоздями». Главная интрига — какой из этих спектаклей станет обладателем «Большого хрустального гвоздя». Его выбирает жюри, возглавляемое председателем СТД РФ Александром Калягиным. Спектакль-победитель называют во время церемонии награждения лауреатов, и это становится кульминацией торжества.

В этом году, как всегда, лауреатами премии стали пять спектаклей, вышедших в минувшем сезоне. «Малый хрустальный гвоздь» получили «Ревизор» Московского театра Олега Табакова в постановке Сергея Газарова; «Дядя Ваня» Театра Наций (первая постановка на московской сцене руководителя парижского театра «Одеон» Стефана Брауншвейга); «Палачи» «Гоголь-центра» (режиссерская работа Кирилла Серебренникова), опера «Садко» в постановке Дмитрия Чернякова в Большом театре и «Фаина. Эшелон» в «Школе современной пьесы». Худрук театра Иосиф Райхельгауз поставил этот спектакль по военным воспоминаниям своей матери, посвятив его всем, чье детство и юность совпали с войной.

«Большой хрустальный гвоздь» жюри решило не присуждать никому. Это немножко грустно, но понятно: год, как уже было сказано, случился непростой.

В этом году, как и в прошлом, авторами сценария и режиссерами церемонии награждения лауреатов стали актеры Театра Наций Павел Акимкин, Артем Тульчинский и Роман Шаляпин. Праздничную программу они начали с цитат из зрительских отзывов на спектакли, удостоенные «Малого хрустального гвоздя», предупредив:

— Все наши номера построены по принципу бесхребетного юмора. Так что не сломайте себе хребет, друзья!

Под смех зала по экрану ползли бегущей строкой критические замечания: «Спектакль не понравился. Какая-то пошлая комедия, актеры переигрывают страшно, кривляются»; «Скучно, обычно, полностью по тексту»; «Постановка не удалась, на мой взгляд». Досталось и спектаклю Иосифа Райхельгауза, в котором героиня рассказывает о своей жизни и одновременно готовит борщ, чтобы в финале накормить им зрителей. Автор отзыва усомнился в качестве и спектакля, и борща. Заслуженная артистка Елена Санаева, получая из рук ведущего тяжелый «Малый хрустальный гвоздь», опровергла это критическое замечание, сказав, что за борщ она отвечает и зрители едят его с удовольствием.

Про события непростого года ведущие Павел Акимкин, Артем Тульчинский и Наталья Ноздрина  вспоминали не раз. В том числе и о тех тяжелых месяцах, когда стало понятно, что в сложившихся обстоятельствах театрам без помощи государства не выжить. В какой-то момент ведущие и присоединившиеся к ним музыканты и актеры (Григорий Спиридонов, Сергей Шамов, Роман Аникеев, Владимир Коржев, Александр Муравьев) организовали на сцене сбор денег. Шляпа пошла по кругу, зал замер. Но все пошло по другому сценарию.

— Им не нужны ваши деньги, они поделятся своими! — объяснил ведущий. — Хотя у них тоже был непростой год, но «Гвоздь сезона» помогает чем может!

И деньги полетели в зал.

Сцена стала напоминать эпизод из «Мастера и Маргариты» с волшебными червонцами и последующим разоблачением. Но шляпа оказалась неволшебной, поэтому деньги быстро закончились.

Да и вся церемония награждения «Хрустальными гвоздями» в этом году была совсем короткой — один час пятнадцать минут. Завершилась она обращением к зрительному залу, в котором собрались лауреаты, а также друзья и коллеги по творческому цеху. Ведущие пожелали им продолжать свое служение театру, выразив эту мысль в музыкальной форме, но четко и понятно.

— Священнодействуй или убирайся вон! — звучало со сцены под джазовую композицию.

«Большой хрустальный гвоздь» никому не достался, но с ним можно было сфотографироваться, размышляя о том, кто получит его в будущем году, юбилейном для премии. Хочется верить, что этот год будет попроще и для театра, и для нас, зрителей.

Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»