Кристина Кретова, балерина: «Без спектаклей форму сохранить не удастся»

Елена ФЕДОРЕНКО

21.05.2020




Солистка балетной труппы ГАБТ Кристина Кретова в условиях карантина открыла танцевальную онлайн-школу и не забывает посещать виртуальные классы в Большом. Артистка рассказала «Культуре» о профессиональных буднях в вынужденном новом формате.

— Как проводите карантин? Чем занимаетесь?

— Нахожусь дома, в Москве. С 12 часов — обязательная тренировка с Большим театром в Zoom, мы занимаемся два часа. Потом — дела домашние, приготовление обеда себе и сыну. Три раза в неделю посвящаю время студентам моей новой онлайн-школы балета в Инстаграм, которую я назвала «Балет с Кристиной-балериной». 

— То есть балетную форму поддерживаете коллективно и виртуально?

— Первые дни изоляции мы занималась самостоятельно. Через пару недель рассталась с «самодеятельностью» и вступила в группу артистов, которую ведет Геннадий Петрович Янин (солист балета Большого театра. — «Культура»). Мы начинали со станка, сейчас уже делаем полноценный класс и два раза в неделю упражнения на пуантах. Коллективный тренаж здорово дисциплинирует и мотивирует. Когда занималась одна, могла сделать паузу попить чай или отозваться на просьбу сына. Сейчас уже не отвлечешься, потому что все мы слушаем педагога, получаем замечания и стараемся, потеем, пыхтим. 

— Достаточно ли этого для сохранения балетной формы?

— Конечно, нет. Без спектаклей такую форму, как была раньше, сохранить не удастся. В балете, например, очень важно дыхание, и оно нарабатывается нагрузками, в основном физическими, но и эмоциональными тоже. Их обеспечивают именно репетиции и выступления на сцене. Ведь упражнения, что мы ежедневно, с первого класса школы, делаем у станка — это движения, которые тело отлично знает, оно к ним привыкло. Думаю, только месяца через полтора после начала полноценной работы мы придем в нужную форму. 

— Расскажите, что за виртуальную школу вы организовали?

— Я давно хотела открыть свою школу, но не хватало времени, потому что репетиций в Большом достаточно много. Я живу в театре, а домой прихожу только ночевать. Сейчас, на карантине, многие артисты начали давать онлайн-уроки. Мне в директ стали поступать сообщения — меня спрашивали, почему я не веду классы для желающих? Решила: почему бы и не попробовать? Я уже заработала себе имя, это хорошая помощь для организации школы. Создала отдельную страничку в Инстаграм, и трижды в неделю мы занимаемся в прямом эфире, а затем мой урок сохраняется на сутки. За свой труд назначила почти символическую плату — 300 рублей за часовой урок, плюс к нему бонус: мы делаем еще гимнастику лица, которая сейчас пользуется огромным успехом. В дальнейшем планирую подготовить видео-уроки для непрофессионалов. Обратная связь от благодарных подписчиц доказывает, что многим они необходимы. 

— Вы же открыли и кулинарный блог?

— Я всегда хорошо готовила и любила сам процесс. В театр я всегда приходила с коробочками домашней еды. Я так и не привыкла к блюдам из столовой. Появившееся на карантине свободное время привело многих к плите, все начали кашеварить. Мне приятно, что мои рецепты пользуются спросом, вот я и сделала для них отдельную страничку. Получилось, что за месяц я «выложила» около полусотни рецептов, на данный момент у меня около четырех тысяч подписчиков. Информация о том, что балерина делится рекомендациями о системе питания, разлетелась быстро. Танцовщицам многие хотят подражать и это естественно: они худенькие, стройненькие, и всем кажется, что ничего, кроме нектара и листьев салата, они не едят. Ан нет, оказывается, совершенно наоборот.

— Пару дней назад я позвонила вам договориться об интервью, но вы оказались на съемках. Роман с телевидением продолжается?

— Все началось с «Болеро» на Первом канале. Это танцевальное телешоу придумал Илья Авербух, решив разрушить традиционное представление о танце: балерины не надевали пуанты, а их партнерами становились фигуристы, которые расставались с коньками. Так началось мое знакомство с телевидением. Затем пригласили в жюри на проект «Танцы» на ТНТ, потом последовало участие в судейской бригаде «Танцев» на НТВ — «Ты супер!» и кулинарная программа «Легкая еда» на телеканале «Царьград». Предложения о съемках поступают часто, что мне очень льстит. Несколько дней назад мы снимали телеигру «Устами младенца». Зрители отсутствовали, мы, участники, приехали в масках и перчатках, но непосредственно перед записью передачи лица открыли. Остальное проходило в обычном режиме. 

— Есть ли хореографы, которым вы доверяете безоговорочно?

— Да, это Джон Ноймайер и Кристофер Уилдон. Уилдон интересно придумал образ Гермионы (спектакль «Зимняя сказка». — «Культура»), и я счастлива, что смогла ее станцевать. Один из самых моих любимых спектаклей — «Анна Каренина» Ноймайера. И, конечно, его «Дама с камелиями». Я сейчас полностью поглощена драматическими трактовками балетных ролей. Мне нравится не только танцевать, но и играть: переживать, страдать, радоваться — «жить на сцене».

— В вашей биографии три московских театра: «Балет Кремля», Музтеатр Станиславского и Большой. Целенаправленно ли вы прокладывали путь на главную сцену страны?

— Получилось легко и просто. Помните, как говорил старшина Васков: «Не стоять, засосет!» Я все время двигалась: не хотела замирать на одном месте. Никакого сознательного пути к Большому театру не прокладывала, да и никогда не мечтала там оказаться. Спасибо судьбе, она меня вывела.

— Вы участвуете не только в спектаклях театра, но отчаянно бросаетесь в проекты Андриса Лиепы, Ивана Васильева. Зачем вам эта дополнительная нагрузка?

— Никакая это не дополнительная нагрузка! А развитие себя, возможность открыть новое. Почему нет? С Иваном мы не делали такой балет: спектакль представлял собой смесь мюзикла, шоу, танцев, пения. А с Андрисом я давно сотрудничаю, его проект «Русские сезоны. XXI век» в свое время дал мне огромный толчок. Я всегда благодарна Андрису за то, что он впустил меня в свои спектакли, я много танцевала в его балетах.

— Насколько коронавирус отредактировал ваши планы?

— Планы сильно изменились. Не состоялись гастроли в Америку с Большим театром, для меня они были долгожданными. Сорвалась поездка на фестиваль в Мексику к Элизе Кабрера и Михаилу Канискину. Собиралась я и в Берлин, где должна была преподавать студентам балетной школы. И самое главное — не встретился со зрителями мой новый сольный спектакль, который мы готовили три месяца. Его организовало продюсерское агентство Open Art во главе с Игорем Колбом из Мариинского театра. Я сама пригласила художников и балетмейстера Диму Масленникова, финалиста «Танцев» на ТНТ. Сейчас об этом грустно говорить, потому что на 28 марта была назначена премьера, и за несколько дней до этого нас всех отправили на самоизоляцию. Понятно, что не случится и второй показ, намеченный на конец мая. Спектакль у нас готов, и мы ждем подходящего момента. 

— У вас есть информация, надолго ли затянется балетная изоляция?

— Знаю, что 29 июля мы планово выходим на работу, но как она будет продвигаться, нам неизвестно.

— Как думаете, зритель сразу придет в театр или понадобится время для адаптации и преодоления страха?

— Думаю, что зритель не сразу придет в таком количестве, к которому мы привыкли. Но по общению в соцсетях с балетоманами знаю, что они уже изнемогают, потому что для них спектакль — некий наркотик, они «подпитываются» силой искусства. И наши верные зрители ждут не дождутся открытия театров. Постепенно все нормализуется, главное, чтобы все были здоровы! 

Фото на анонсах: wmj.ru и glamur.ru