Раду Поклитару: «С Филиным дружу, с Дмитриченко работал»

Елена ФЕДОРЕНКО

22.03.2013

Прокомментировать ситуацию в Большом театре мы попросили Раду Поклитару, посетившего Москву с «Киев модерн-балетом». Хореограф работал в ГАБТе. Десять лет назад он поставил здесь два спектакля: «Ромео и Джульетту» (совместно с английским режиссером Декланом Доннелланом) и «Палату №6». Впереди — новые планы сотрудничества с Большим.

культура: Имеет ли эта история резонанс в Киеве?
Поклитару: Конечно. То, что произошло, нельзя охарактеризовать иначе, как чудовищное преступление. Оно — чудовищно, и оно — преступление уже само по себе, без привязки к Большому театру. И было бы таким же страшным, случись в любом другом театре, просто на улице или в какой-то семье.

культура: Вы работали с действующими лицами этой драмы. Могли предположить что-либо подобное?
Поклитару: Нет и нет. Случившееся ошарашило. На Пашу Дмитриченко я ставил номера еще до моей работы в Большом театре. Он был Монтекки в «Ромео и Джульетте», молодым доктором в «Палате № 6». После премьеры «Палаты...» мы не общались. Не исключаю, что за девять лет человек мог измениться каким-то волшебным образом. Но тот Паша, которого я знал, был абсолютно не способен на такое злодеяние. Даю сто процентов. Он очень прямолинейный и открытый человек. Если бы у него возникла какая-то агрессия, он бы решал все быстро, сразу и по-мужски. Может, и жестко, но не так, как это ему приписывают сейчас.

Сергей Филин для меня — абсолютный эталон мужского танца последнего времени. В нем полный набор, комплекс всего, что должно быть в балетном премьере. Его герои необыкновенны по благородству и чистоте стиля. Мы были с ним дружны. Надеюсь, что и сейчас это так, просто у нас нет возможности общаться. Идея снова пригласить меня в Большой театр на постановку принадлежит ему. Сергею я могу высказать только слова поддержки: «Те моральные уроды, которые это сделали, — не люди. А ты занимаешься большим и красивым делом. Поправляйся и продолжай». Уверен, что он найдет силы и все преодолеет.

культура: То, что творится сейчас, сильно подпортит имидж театра?
Поклитару: Если честно, многовато скандалов в Большом театре за последнее время. Жаль, что этот процесс невозможно остановить простым заклинанием. Как прекратить этот кошмар, не знаю. Но буду очень рад, если Большой наконец выйдет из затянувшейся полосы склок и шумихи, абсолютно никакого отношения не имеющих к искусству. И продолжит заниматься тем, ради чего создан, — творчеством.

культура: Не опасаетесь снова работать в Большом? Какой спектакль запланирован?
Поклитару: Нет, не боюсь, да и не думаю, что этот ужас как-то коснется меня как художника. С удовольствием приеду. Предстоит большой проект, но пусть о нем объявит пресс-служба Большого театра.