Басовый бенефис: «Аттила» в Большом

Александр МАТУСЕВИЧ

20.03.2020


13 марта Башкирский театр оперы и балета вернулся на сцену московского Большого театра, показав оперу Верди, спустя 65 лет.


В это трудно поверить, но первый и до сих пор единственный раз оперный театр из Уфы гостил в Большом аж в 1955-м. Тогда на Декаде башкирского искусства в столице СССР театр пять раз показал национальную классику (а тогда — оперную новинку, только-только вышедшую из-под пера автора) — оперу Загира Исмагилова «Салават Юлаев». Конечно, уфимцы после того не раз приезжали в Москву, в последние годы особенно часто — на фестивали «Золотая маска» и «Видеть музыку», но вот на главной сцене страны не выступали давно.

На этот раз Башкирский театр привез классику не национальную, а итальянскую, правда, тоже раритет — опера Джузеппе Верди «Аттила» не относится к сочинениям, которые часто увидишь в мировой афише, хотя, например, это название есть в репертуаре Мариинского театра. Спектакль поставил в прошлом году прославленный башкирский бас Ильдар Абдразаков, совместив режиссерский дебют с исполнением заглавной роли. Постановка сразу задумывалась как бенефис знаменитого певца, и по праву: он находится в зените своей творческой формы, его успехи на ведущих мировых сценах впечатляют, в том числе и в образе грозного повелителя гуннов.

Потомкам степных кочевых народов тот факт, что у великого итальянского композитора есть опера про легендарного гуннского вождя, всегда грела душу. В 2013-м за нее брался казахстанский столичный театр «Астана-опера», не пожалев сил и средств на создание первоклассного продукта — гастроли с этой постановкой знаменитого режиссера Пьера-Луиджи Пицци в Петербурге прошли с триумфальным успехом. А теперь эту тему решили раскрыть в Уфе.

Композитор брал всевозможные экзотические и нередко псевдоисторически интерпретированные либреттистами темы исключительно для выражения волновавших его соотечественников проблем, которые по цензурным соображениям невозможно было показывать на сцене в лоб. Так появились «Набукко», «Ломбардцы», «Битва при Леньяно», «Симон Бокканегра», «Аида» и многие другие оперы. Примерно из этой же серии и «Аттила»: патриотическая идея защиты Италии от внешних сил — главная в этой опере, она показана на историческом материале V века, конечно же, подразумевает австрийских Габсбургов, изрядно надоевших к тому времени пламенным умам Рисорджименто.

Однако с воплощением этой идеи композитор здорово намудрил. Титульный герой — варвар и злодей, угрожающий римской цивилизации, по замыслу, крайне отрицательный образ, настоящий враг, — у него получился наипривлекательнейшим персонажем, могучим и благородным, и исполняющим прекрасные арии. А его оппоненты, также не лишенные оперных красот, предстают личностями сомнительными с точки зрения морали и этики: колеблющийся в своем патриотизме лукавый римский полководец Эцио, коварная дева-воительница Одабелла, ее истеричный возлюбленный Форесто.

Неудивительно, что титульная роль сверхпопулярна у басов, несмотря на местами нелепое либретто Темистокле Солеры и по большей части клишированную музыку, в которой еще не выкристаллизовался стиль подлинного Верди, вершинных его сочинений. И ради баса действительно стоило прийти, и в этот раз в Большой театр, — Ильдар Абдразаков оправдал самые взыскательные вкусы. Великолепное звучание — и по мощи, и по красоте голоса, и по выразительной фразировке, и по безупречному итальянскому — сочеталось с царственностью мужественного образа: артист оказался монументальным центром всего действа, смыслово заполняя собой все огромное пространство Большого. Москва наконец-то услышала Абдразакова в полноценном спектакле (в концертах он появляется у нас регулярно), в самой требовательной и непростой театральной акустике, и убедилась, что мировое признание артиста оправданно на тысячу процентов.

Чего нельзя сказать о его режиссерских умениях. Впрочем, задуманный как певческий бенефис спектакль едва ли может претендовать на то, чтобы стать театральным откровением. На ступенчатом подиуме фронтально выстраиваются солисты и докладывают свои арии — когда необходимо, поближе к авансцене, когда нет острой надобности — вполоборота, пытаясь смотреть на партнера. Статичные мизансцены, пафосные позы, картинно выбегающая-убегающая массовка. Костюмированный концерт получился в меру добротным и без неожиданностей. Роскошные костюмы Ивана Складчикова и красивая подсветка Ирины Вторниковой радуют глаз на протяжении всего спектакля и визуально убеждают публику: она пришла в настоящую оперу. Жаль только, что смена декораций происходит не слишком оперативно и с посторонними шумами — в высокотехнологичном Большом за десятилетие с момента открытия после реконструкции Исторической сцены зрители уже подзабыли о такой милой архаике.

Помимо Абдразакова, в спектакле на ведущие роли заняты два московских солиста. Убийственную по сложности вокала партию Одабеллы впечатляюще исполнила сопрано Вероника Джиоева. Особенно красиво прозвучали лирические фрагменты партии и золотой средний регистр ее голоса, в то время как экстремальные верхние ноты хорошо получились не все. Василий Ладюк в целом порадовал в баритональной партии Эцио пластичностью звуковедения и бархатным тембром, особенно когда по-настоящему распелся во второй половине оперы.

Собственные ресурсы Башкирской оперы были представлены тенором, второстепенными персонажами, хором и оркестром. Владимир Орфеев едва вытянул весьма ответственную партию Форесто — звучание было и жидковатым, и нестабильным, особенно в верхнем регистре. По сравнению с другими протагонистами чувствовалось, что это певец даже не второго ряда. В небольших партиях папы Льва и слуги Ульдино достойно выступили бас Артур Каипкулов и тенор Айдар Хайруллин. Хору театра (хормейстер Александр Алексеев) при стройном пении не хватало мощи и фактурности на огромный зал Большого. Оркестр под управлением музрука театра Артема Макарова, за исключением небольших помарок духовиков, звучал точно и экспрессивно, при этом не лишен был и изящества, а аккомпанемент вокалистам, столь важный в этой постбелькантовой опере, был обеспечен дирижером на высшем уровне — с чуткостью поддержек и верным акустическим балансом. 

Фото:  Марина Михайлова.