Коронавирус, одиночество «Макондо» и вампир-Богомолов: как вручали «Гвоздь сезона»

Денис СУТЫКА

18.03.2020


Премия Союза театральных деятелей России (СТД), церемония награждения которой состоялась вечером 16 марта, успела запрыгнуть в последний вагон: на следующий день все московские театры закрылись на карантин.


В театральном центре «На страстном» в понедельник в 18-й раз СТД вручил большой и малые «Гвозди» за лучшие спектакли прошлого столичного театрального сезона. Экспертная комиссия в течение года отсмотрела все премьерные постановки, составила шорт-лист, из которого председатель СТД России Александр Калягин совместно с коллегами выбрал пять лауреатов — обладателей «Маленького хрустального гвоздя».

Интрига вечера заключалась в том, кто же получит «Большой хрустальный гвоздь». На него претендовали: «Женитьба» Александра Огарева (Театр «Школа драматического искусства»), «Влюбленный дьявол» Александра Тителя (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), «Иранская конференция» Виктора Рыжакова (Театр Наций), «Один день в Макондо» Егора Перегудова (Студия театрального искусства) и «Ревизор» Антона Федорова (Театр «Около дома Станиславского»).

Главная премия СТД в этом году отпраздновала свое совершеннолетие и тут же столкнулась с первым взрослым испытанием  коронавирусом и, как итог, запретом мэрии Москвы на проведение массовых мероприятий. «Гвоздь сезона», можно сказать, запрыгнул в последний вагон: на следующий день после вручения премии все театры столицы закрылись на карантин

Настроение у лауреатов и гостей, несмотря на праздничный вечер, было соответствующим эпидемиологической обстановке. Да и собравшихся на премию театральных деятелей, надо заметить, было гораздо меньше, чем годом ранее. То ли инфекции испугались, то ли готовились оповестить своего зрителя об отмене ближайших спектаклей. На церемонию не смогли добраться даже лауреаты Виктор Рыжаков и Александр Титель.

Одним из первых прибыл худрук лаборатории Школы драматического искусства Александр Огарев вместе со своим коллегой по театру Игорем Яцко. «Культура» не преминула поинтересоваться у лауреата, видел ли он спектакли других номинантов и как оценивает свои шансы:

— Не видел, к сожалению. Я бы с удовольствием посмотрел, но мое расписание и популярность этих спектаклей не позволяют. Лауреаты достойные, компания хорошая. Егор Перегудов – один из моих любимых молодых режиссеров. Да я и не воспринимаю «Гвоздь сезона» как состязание. Это же почти игра, эдакий карнавал.

— Вам не кажется, что среди лауреатов кое-кого не хватает?

— Кого?

— Ну как же? Коронавируса.

— О да, — улыбается Александр Огарев. — Он такой спектакль закатил, мама родная! Конечно, немного жутковато. Информацию о приостановке работы театров я воспринял нормально. Это было ожидаемо. Весь мир движется в эту сторону. Я созванивался с коллегами из Румынии, Италии — там давно уже все закрыли. 

В фойе Театрального центра «На страстном» в этот вечер довольно много говорили о коронавирусе: с сожалением, прикидывая в уме убытки от вынужденных каникул, с иронией, предлагая заменить рукопожатия приветствием ногами, прагматично, соглашаясь, что мера необходима, — «мы же не хотим, как в Италии».

Одиноко сидел на диванчике в фойе обладатель «Большого гвоздя» прошлого года, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры Владимир Панков. Режиссер высказал мысль, что на этот раз «награду лучше отдать кому-то из молодых».

— Ну а что мы? Уже такие старики. Что нам делить?  философски заметил он. 

— А награды разве не греют душу?

— Греют. Но это вопрос самолюбия. Мне кажется, награда должна давать некую возможность открывать новые двери. Это важно для молодых. Наши двери уже скоро закроются. А им открывать и открывать…

Наконец свет в фойе погас, гости переместились в зал, где их ожидало неформальное театральное действо «для своих» от актеров Театра Наций Павла Акимкина, Артема Тульчинского и Романа Шаляпина.

Церемония, так же как и годом ранее, обошлась без ведущих, лауреатов «приглашал» забрать награду чарующий голос Ее Величества Сцены. Победители забирали свои «Гвозди», были немногословны, расписывались на установленном специально для этих целей кресле и поскорее удалялись. Между награждениями актеры разыгрывали сатирические пантомимы: о Богомолове-вампире, возглавившем Театр на Малой Бронной и «поедающем» все живое (самого режиссера, который на протяжении нескольких лет участвовал в организации премии, на церемонии, увы, не было), и легкий троллинг на политические темы — про отставку правительства, выборы нового министра культуры и обнуление президентского срока.

Наконец, вбили «Большой хрустальный гвоздь» 18-й церемонии: его обладателем стал «Один день в Макондо» — девятичасовой спектакль, поставленный Егором Перегудовым в Студии театрального искусства по мотивам романа Маркеса «Сто лет одиночества». И вроде бы совершеннолетие у премии получилось искренним, и даже сама церемония почти не уступила дерзостью и юмором прошлогодней, а все-таки было в этом вечере какое-то странное ощущение растерянности. Все-таки главный гвоздь в этом сезоне вбил коронавирус.

Фото предоставлены пресс-службой СТД, автор фото Инна Афанасьева.