Шла собака по роялю

Анна ЧУЖКОВА

20.03.2013

Главный режиссер театра «Школа драматического искусства» поставил комедию Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным».

Васильевская школа никогда не искала легких путей. Здесь инсценировали Гомера и Платона, сам Яцко брался за неподъемных «Улисса» и «Фауста», сложные шекспировские тексты. Да и уайльдовскую символическую «Саломею» с ее многословностью и нескончаемыми метафорами, по которой режиссер поставил предыдущий спектакль, простой не назовешь. То ли дело легкомысленная комедия «Как важно быть серьезным», написанная «в угоду обывательским вкусам, внутренне банальная, но блестящая», как утверждал переводчик Уайльда Корней Чуковский.

Два сибарита — Джон Уординг (Владимир Петров) и Алджернон Монкриф (Роман Долгушин) — заядлые «бенберисты». Они прячутся за именами вымышленных родственников, ну хотя бы дяди Бенбери, чтобы оставаться серьезными и благопристойно выглядеть в глазах семьи и общества. Вот только влюбиться им посчастливилось тоже под псевдонимами, да еще и в легкомысленных и эксцентричных девушек, по странному совпадению мечтающих о мужьях с благородным именем Эрнест. Серьезным намерениям джентльменов не дает осуществиться чехарда разоблачений и неожиданных открытий.

«Банальная, но блестящая» — такой вышла и сама постановка. Правда, совсем несмешной. Премьера стала первым комедийным опытом Яцко, но легко узнаваемы его прежние приемы: замедленный темп, монотонный ритм без цезур, вычурные позы и жесты, бессмысленно надрывные диалоги. Заигрывая со звучанием слова, Яцко ставил Цветаеву и Хармса, но афористичная, с бойким темпом комедия Уайльда, размеренно пропетая и выкрикнутая, теряет всякое обаяние. А медитативная тягучесть искрометной легкомысленной пьесе просто не идет.

Постановка решена с присущим васильевской школе максимализмом. Здесь много всего: танцев, экстравагантных платьев, реквизита. Серебряные кубки и фарфоровые блюдечки, вазы с цветами и канделябры — вся эта красота загромождает три стола. За них то и дело усаживаются пить чай герои Уайльда — истинные англичане, пока зрители долго наблюдают за ритуалами лакеев, дотошно сервирующих столики, расправляющих скатерки, перетаскивающих мебель. Четыре часа действия — это чересчур, да и музыки с избытком. Действие сопровождают звуки рояля, меланхоличный Вагнер доносится из граммофона, лакеи выгуливают красавца дога по кличке Верди. В антракте — целый концерт в атриуме. Но ни живая музыка, ни живая собака не спасают спектакль от скуки.


«Как важно быть серьезным»

Театр «Школа драматического искусства», Оскар Уайльд

Режиссер Игорь Яцко

Сценография: Игорь Попов

В ролях: Владимир Петров, Роман Долгушин, Сергей Ганин, Людмила Дребнева, Ольга Баландина, Ольга Бондарева, Мария Зайкова...