Похоронная процессия в Театре Маяковского

Виктория ПЕШКОВА

23.01.2020

Миндаугас Карбаускис выпустил в филиале театра на Сретенке новую версию инсценировки романа Уильяма Фолкнера «Когда я умирала» под названием «Йокнапатофа». Те, кто увидит в нем исключительно трюк для завлечения зрителей, сильно ошибутся.

Весь спектакль, длящийся больше двух часов, зритель наблюдает за похоронной процессией, которая никак не может дойти до своей конечной цели. Адди Бандрен (тонкая, трепетная Юлия Марычева) покидает этот мир, взяв с мужа слово, что тот похоронит ее там, где она родилась. А это 40 миль от дома, где она прожила свою трудную, безысходную, но все же не беспросветную жизнь. О том, какой была эта работящая, преданная своим близким женщина, по очереди рассказывают те, кто ее знал, любил, — непутевый муженек Анс (Кирилл Кусков); работящий, как мать, старшенький — Кеш (Иван Ковалюнас); замкнутый Дарл (Иван Сапфиров), задира Джул (Семен Алешин), страдающая от одиночества малышка Дьюи Дэлл (Ася Фоменко) и самый младший Вардаман (Станислав Кардашев), для которого умершая мама просто стала… рыбой. Времени для воспоминаний у них у всех предостаточно: сто лет назад 40 миль — путь дальний.

«Йокнапатофа» в переводе с языка индейцев чикасо означает «вода, текущая по равнине». Для художественного руководителя «Маяковки» Карбаускиса, как и для Фолкнера, это река человеческой жизни. Такое имя дал американский классик придуманному им округу в своем родном штате Миссисипи, куда он поселил героев многих своих произведений – типичных американцев с их «простыми» радостями и горестями. В русской традиции их принято именовать «маленькими людьми», и, если повнимательнее приглядеться к фолкнеровским персонажам, станет понятно, что у маленького человека по большому счету нет национальности — у американской глубинки с российской больше сходства, чем различий: на боль, страдание, утрату человеческое сердце — если оно живо, конечно, — в любом уголке земли и в любые времена реагирует одинаково. 

Роман, написанный в глухой провинции юга Соединенных Штатов почти сто лет тому назад, в 1930 году, остается абсолютно свежим, современным, остро звучащим текстом. Фолкнер не конструировал своих героев силой воображения и таланта — он среди них жил, занимаясь литературным трудом вперемежку с делами обычного фермера, которому необходимо сеять, пахать, ухаживать за скотиной. Фактически — такой «писатель-деревенщик» на североамериканский лад. Отсюда и понимание тончайших движений человеческой души, что роднит его с Карбаускисом, за которым в отечественной режиссуре давно и прочно закрепилась репутация исследователя самых труднодоступных и тщательно скрываемых ее областей. Сознательно приглушая «национальный колорит» американской прозы, режиссер ищет в ней струны, звучащие в унисон с его главной темой — загадкой «русской души».

 В первый раз режиссер Миндаугас Карбаускис обратился к одному из первых романов Фолкнера «Когда я умирала» больше пятнадцати лет тому назад. Спектакль, поставленный им в «Табакерке» с Евдокией Германовой в главной роли, носил то же название, что и первоисточник. Он был удостоен «Золотой маски» 2003–2004 гг. по разряду драмы малой формы и принес постановщику вторую награду уже в профессиональной номинации — за лучшую режиссуру. Казалось бы, заслуженные лавры получены, можно перевернуть страницу и двигаться дальше. Но у каждого режиссера есть тексты, которые не отпускают, заставляя возвращаться к ним, снова погружаясь в их глубины.  

«Йокнапатофа», выражаясь языком изобразительного искусства, не авторское повторение, а новое осмысление и переживание истории, которая по-прежнему волнует душу режиссера. Реализуя свой замысел, Карбаускис не воспользовался мощным потенциалом блистательной труппы Театра им. Маяковского, но отдал большую часть ролей, включая главные, студентам-третьекурсникам своей мастерской, которую он ведет в ГИТИСе, при том, что многие из них младше своих персонажей на два, а то и на три десятка лет.  

Решение это не продиктовано стремлением устроить своим питомцам «экзамен на прочность». Цель режиссера была иной, куда более сложной, и начиналось все, оказывается, вовсе не с «Табакерки»:

— На самом деле это не второй «заход», а третий. Работать над Фолкнером я начал почти двадцать лет назад, — признается худрук «Маяковки», — с тем самым курсом Сергея Васильевича Женовача, из которого потом выросла «Студия театрального искусства». Но тогда мне не удалось довести начатое до финала, поскольку с педагогикой пришлось расстаться. О том, что это будет не навсегда, я тогда не знал, поэтому и воспользовался возможностью сделать спектакль в «Табакерке». Однако мне очень хотелось сделать по этому роману именно студенческий спектакль. С молодыми надо говорить о смерти, чтобы они лучше понимали, что такое жизнь.  

«Йокнапатофа»
Уильям Фолкнер
Театр им. Вл. Маяковского
Режиссер: Миндаугас Карбаускис
Сценография: Мария Митрофанова
Костюмы: Мария Данилова
В ролях: Юлия Марычева, Кирилл Кусков, Семен Алешин, Иван Сапфиров, Иван Ковалюнас, Станислав Кардашев, Ася Фоменко, Наталья Филиппова и др.

Фото с официального сайта Театра Маяковского.