Весь спектакль, длящийся больше двух часов, зритель наблюдает за похоронной процессией, которая никак не может дойти до своей конечной цели. Адди Бандрен (тонкая, трепетная Юлия Марычева) покидает этот мир, взяв с мужа слово, что тот похоронит ее там, где она родилась. А это 40 миль от дома, где она прожила свою трудную, безысходную, но все же не беспросветную жизнь. О том, какой была эта работящая, преданная своим близким женщина, по очереди рассказывают те, кто ее знал, любил, — непутевый муженек Анс (Кирилл Кусков); работящий, как мать, старшенький — Кеш (Иван Ковалюнас); замкнутый Дарл (Иван Сапфиров), задира Джул (Семен Алешин), страдающая от одиночества малышка Дьюи Дэлл (Ася Фоменко) и самый младший Вардаман (Станислав Кардашев), для которого умершая мама просто стала… рыбой. Времени для воспоминаний у них у всех предостаточно: сто лет назад 40 миль — путь дальний.
«Йокнапатофа» в переводе с языка индейцев чикасо означает «вода, текущая по равнине». Для художественного руководителя «Маяковки» Карбаускиса, как и для Фолкнера, это река человеческой жизни. Такое имя дал американский классик придуманному им округу в своем родном штате Миссисипи, куда он поселил героев многих своих произведений – типичных американцев с их «простыми» радостями и горестями. В русской традиции их принято именовать «маленькими людьми», и, если повнимательнее приглядеться к фолкнеровским персонажам, станет понятно, что у маленького человека по большому счету нет национальности — у американской глубинки с российской больше сходства, чем различий: на боль, страдание, утрату человеческое сердце — если оно живо, конечно, — в любом уголке земли и в любые времена реагирует одинаково.
Роман, написанный в глухой провинции юга Соединенных Штатов почти сто лет тому назад, в 1930 году, остается абсолютно свежим, современным, остро звучащим текстом. Фолкнер не конструировал своих героев силой воображения и таланта — он среди них жил, занимаясь литературным трудом вперемежку с делами обычного фермера, которому необходимо сеять, пахать, ухаживать за скотиной. Фактически — такой «писатель-деревенщик» на североамериканский лад. Отсюда и понимание тончайших движений человеческой души, что роднит его с Карбаускисом, за которым в отечественной режиссуре давно и прочно закрепилась репутация исследователя самых труднодоступных и тщательно скрываемых ее областей. Сознательно приглушая «национальный колорит» американской прозы, режиссер ищет в ней струны, звучащие в унисон с его главной темой — загадкой «русской души».
В первый раз режиссер Миндаугас Карбаускис обратился к одному из первых романов Фолкнера «Когда я умирала» больше пятнадцати лет тому назад. Спектакль, поставленный им в «Табакерке» с Евдокией Германовой в главной роли, носил то же название, что и первоисточник. Он был удостоен «Золотой маски» 2003–2004 гг. по разряду драмы малой формы и принес постановщику вторую награду уже в профессиональной номинации — за лучшую режиссуру. Казалось бы, заслуженные лавры получены, можно перевернуть страницу и двигаться дальше. Но у каждого режиссера есть тексты, которые не отпускают, заставляя возвращаться к ним, снова погружаясь в их глубины.
«Йокнапатофа», выражаясь языком изобразительного искусства, не авторское повторение, а новое осмысление и переживание истории, которая по-прежнему волнует душу режиссера. Реализуя свой замысел, Карбаускис не воспользовался мощным потенциалом блистательной труппы Театра им. Маяковского, но отдал большую часть ролей, включая главные, студентам-третьекурсникам своей мастерской, которую он ведет в ГИТИСе, при том, что многие из них младше своих персонажей на два, а то и на три десятка лет.
Решение это не продиктовано стремлением устроить своим питомцам «экзамен на прочность». Цель режиссера была иной, куда более сложной, и начиналось все, оказывается, вовсе не с «Табакерки»:
— На самом деле это не второй «заход», а третий. Работать над Фолкнером я начал почти двадцать лет назад, — признается худрук «Маяковки», — с тем самым курсом Сергея Васильевича Женовача, из которого потом выросла «Студия театрального искусства». Но тогда мне не удалось довести начатое до финала, поскольку с педагогикой пришлось расстаться. О том, что это будет не навсегда, я тогда не знал, поэтому и воспользовался возможностью сделать спектакль в «Табакерке». Однако мне очень хотелось сделать по этому роману именно студенческий спектакль. С молодыми надо говорить о смерти, чтобы они лучше понимали, что такое жизнь.
«Йокнапатофа»
Уильям Фолкнер
Театр им. Вл. Маяковского
Режиссер: Миндаугас Карбаускис
Сценография: Мария Митрофанова
Костюмы: Мария Данилова
В ролях: Юлия Марычева, Кирилл Кусков, Семен Алешин, Иван Сапфиров, Иван Ковалюнас, Станислав Кардашев, Ася Фоменко, Наталья Филиппова и др.
Фото с официального сайта Театра Маяковского.