Королева пятницы

07.12.2019

Елена ФЕДОРЕНКО

Художественный театр имени А. П. Чехова открыл необычный цикл вечеров «Мхатовские пятницы». День выбран неслучайно — ​конец рабочей недели, эпиграф к выходным.

Фото: Екатерина ЦветковаЗадуманный непривычный формат настраивает на доверительную атмосферу. На сцене двое. Герой встречи — ​актер/актриса театра и ведущий. К ним «на огонек» заглядывают члены мхатовской семьи, заходят в гости друзья. Разыгрывают сценки, шуточные и серьезные, признаются в любви, размышляют о былом… В этой пестрой мозаике номеров — ​четкая театральная фактура, продуманные жанровые перепады. Постановочная воля не предполагает общения с публикой в режиме: вопрос-ответ. Режиссер Михаил Рахлин управляет логикой действия, которое рождается «здесь и сейчас». Сверхзадача «неформальных вечеринок» — ​познакомить зрителей с их кумирами и показать, из каких сложных структур складывается волшебная сила искусства.

Премьерные посиделки посвятили замечательной актрисе Наталье Теняковой. Можно, конечно, вспомнить, что в год Театра она встретила свой юбилей, а четыре десятилетия назад началась московская биография прекрасной уроженки Северной Пальмиры. Родной город героини вечера, строгий и гордый, с его поэтическими легендами и литературными подтекстами — ​смог воспитать такую, ни на кого не похожую актрису, с великим даром перевоплощения, колдовской внутренней силой и бархатным низким голосом — ​о нем Товстоногов сказал грубовато и точно: «У Теняковой секс в трахее».

Фото: Екатерина ЦветковаНаталья Максимовна не склонна к сентиментальности и немногословна. Она отвечала на вопросы ведущего-интервьюера кратко, и за этими ускользающими фразами — ​сюжеты пролетевших лет. Товстоноговская эпоха в БДТ — ​«лучший период жизни, великие партнеры» и первая встреча с Юрским. Потом — ​уход Сергея Юрьевича из БДТ: следом за ним покинула театр и его верная жена. Вынужденный («любимый город предал — ​у Юрского фактически был запрет на профессию») переезд в столицу, встреча с которой тоже поначалу оказалась нелюбезной. Театр Моссовета, где сыграно немало ролей — ​о них актриса вспомнила, а еще о том, как общалась с Пляттом и суфлировала Раневской. Чуть подробнее — ​о переходе в Художественный, непростом нраве и гениальной игре Ефремова, об обаянии и азартных идеях Табакова. С особой нежностью — ​о детстве и юности. Школа: в инсценировке «Плодов просвещения» разливала чай, и крышечка упала в чашку — ​«жизнь кончена, подумала я». Институт: поступление на курс к легендарному педагогу Борису Зону, который сразу почувствовал, что она — ​героиня и никакие выходы «кушать подано» ей не грозят. Отцу о поступлении не сказала — ​он сопротивлялся актерскому будущему дочери. Когда все-таки узнал, год с ней не разговаривал. А вот мастеру решил задать вопрос прямо: «Она подносы будет носить?». «Ваша дочь подносы носить не будет», — ​ответил Борис Вульфович. Такой мужской разговор получился.

Фото: Екатерина ЦветковаТенякова умеет излагать мысли ясно и лапидарно, без самопрезентации, актерских капризов. Как хозяйка вечера Наталья Максимовна была внимательна к гостям. Пели — ​ансамбль молодых голосистых мхатовцев, Дарья Мороз, ее молодая партнерша по сцене. Смешной номер-капустник разыграли Игорь Золотовицкий и Олег Тополянский по мотивам спектакля Марины Брусникиной «Офелия боится воды». Ксения Лаврова-Глинка исполнила отрывок из «Трехгрошовой оперы», роль Полли Пичем — ​актерский дебют Теняковой. Владимир Меньшов «вернулся» в начало 80-х, в счастливое время съемок фильма «Любовь и голуби»: «Посмотреть, как играют Юрский и Тенякова, сбегалась вся съемочная группа. Они же работают, как два клоуна. Как Бим и Бом. Репризы, вроде, принадлежат в основном дяде Мите, но отыгрывает их баба Шура».

За интерактив «ответил» Сергей Никитин — ​в далекой Америке записал свое музыкальное послание на видео. Личными воспоминаниями и тоже с экрана поделился Юрий Стоянов, назвав Наталью Тенякову «актрисой из несоответствий». В ее точной игре невероятным образом сплетены острая характерность и трагическая суть, деревенская сермяга и благородное изящество. Королеву сцены и «пятницы» поздравил художественный руководитель театра Сергей Женовач. Его заместитель Вадим Верник, он же — ​автор идеи проекта и ведущий, планирует проводить вечера раз в месяц. Слаженная команда уже готовит новые встречи на Новой сцене, героями станут любимцы публики Алексей Кравченко и Сергей Сосновский.


Фото на анонсе: Екатерина Цветкова



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть