Кому поверил ММКФ

Алексей КОЛЕНСКИЙ

25.04.2019

В Москве подошел к финалу 41-й Московский кинофестиваль.

Главным итогом стала рекордная загруженность основных площадок.

Президент смотра Никита Михалков объявил на пресс-конференции, что документация на строительство фестивального центра уже согласована, но когда начнутся и сколько продлятся работы, пока неизвестно. Между тем нужда в новом доме стала очевидной всем — и армии поклонников марвеловских «Мстителей», и ста шестидесяти счастливчикам, сумевшим проникнуть на главную фестивальную премьеру — показ дебюта Дзиги Вертова «Годовщина революции».

Лента, восстановленная киноведом Николаем Изволовым, оказалась документом, иронично иллюстрирующим большевистскую версию событий 1917–1918 годов. Головокружением от успехов в ней не пахнет, налицо — первая успешная попытка залакировать национальную трагедию наспех сколоченными «потемкинскими деревнями».

Открывая показ, программный директор ММКФ Кирилл Разлогов подчеркнул: «Сегодня важнее восстанавливать старые фильмы, чем снимать новые...» Основной конкурс подтвердил его правоту: несмотря на художественные достоинства большинства работ, заявку на авторское слово в искусстве смогли оформить лишь японские «Импровизаторы» Сабу и казахский «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова. Среди российских участников приз зрительских симпатий завоевала якутская мелодрама «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой, а «Воскресенье» Светланы Проскуриной оставило публику с холодным носом, но убедило Федерацию киноклубов России.

«Эпидемия. Вангозеро» Павла Костомарова вызвала единодушное недоумение — режиссеру не удалось собрать внятную картину из сырых сериальных эпизодов. Прямо противоположный пример — бангладешская экзистенциальная драма «День субботний» Мостафы Сарвара Фаруки — дала мастер-класс прямого, жесткого, зрелого кинематографического стиля.

Документальные и короткометражные секции, ретроспективы Мишеля Девиля и классиков венгерского кино начисто переиграли полнометражный артхаус.

В целом пейзаж ММКФ соответствует состоянию мирового кино.

Залогом светлого будущего стал ХII Всероссийский питчинг дебютантов. 38 ребят, отобранных из почти девятисот претендентов, покорили коллег и жюри четким видением будущих проектов и разделили на пятерых два с половиной миллиона предоставленных Фондом президентских грантов.

У экспертов разбегались глаза не только от обилия проектов, имеющих фестивальные и коммерческие перспективы. Куда больше их впечатлило разнообразие просматривающегося хорошего кино. Тон задавал прекрасный пол. Хитом документалистов стал фильм-портрет выдающегося вгиковского педагога «Фенченко» Юлии Бобковой, Марины-Марии Мельник и Андрея Ананина. Сценарист Анастасия Пашутина завоевала приз детективным сериалом «Ищи меня». Аниматор Наталья Беляева очаровала сказкой «Соня любит, Соня не любит».

«Многие презентации конкурсантов могли дать фору участникам в Минкульте, — отметил зампредседателя Молодежного центра Союза кинематографистов России, сценарист и продюсер Олег Богатов, — секция полнометражного кино неприятно удивила слабостью сценарного материала. Видно, что идеи генерировать получается, а вот учиться писать крепкий сценарий желание есть не у всех...»

ММКФ поверил не только молодым кинематографистам. Специального приза за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского «Верю. Константин Станиславский» удостоился участник Московского международного кинофестиваля Рэйф Файнс. Церемония вручения состоялась на премьере его режиссерской работы «Нуреев. Белый ворон».


Фото на анонсе: Андрей Никеричев/mskagency.ru