Не объединение, а ликвидация

Денис СУТЫКА

11.04.2019

В Союзе театральных деятелей России обсудили проект объединения петербургской Александринки и ярославского Театра имени Волкова. Подавляющее большинство собравшихся эту идею не поддержали.

Председатель СТД Александр Калягин пригласил к обсуждению советника президента по культуре Владимира Толстого, председателя Комитета Госдумы по культуре Елену Ямпольскую, замминистра культуры Павла Степанова, вице-премьера Ярославской области Максима Авдеева, художественных руководителей Александринки Валерия Фокина и Театра имени Волкова Евгения Марчелли, а также директора Театра Вахтангова Кирилла Крока, директора Театра Наций Марию Ревякину, первого зама худрука МХТ имени Чехова Марину Андрейкину, худрука РАМТ Алексея Бородина, ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого и многих других.

— Я с огромным уважением отношусь к Валерию Фокину и Евгению Марчелли, — открыл дискуссию Александр Калягин. — Но создавать творческий союз двух коллективов, за каждым из которых стоит театр с великой историей, мне кажется большой ошибкой. В приказе написано: «Присоединение с передачей в полном объеме имущества Волковского театра Александринке». Это, простите, ликвидация театра.  

Заместитель председателя СТД Геннадий Смирнов поинтересовался у представителя Минкультуры: что по факту приостановил Дмитрий Медведев?

— Действие, связанное с присоединением, — сообщил Павел Степанов.

— А приказ 347, подписанный министром культуры?
— Его нет, поскольку за этим номером и датой в базе министерства существует другой приказ.

— Так это фейк?
— Проект приказа действительно был. Мы долго обсуждали преамбулу. Но юридически он не оформлен.

Худрук Александринки, рассказывая об идее союза двух театров, отметил, что преференции, которые могут получить в итоге оба коллектива, занимают второстепенное место.

— Идея заключается в том, что два старейших театра решили образовать творческий союз для решения прежде всего художественных задач. Я согласен, обязательно надо советоваться, но оба государственных театра выступили за такой союз, и учредители не возражают. Это важный момент. Вопросы сохранения идентичности, брендов, юридической и творческой зависимости и прочее — дело непростое, нужно работать вместе с юристами, но мы пока не успели.

По словам главы Александринки, якобы помешало всеобщее негодование. Максим Авдеев ответил, что утрата самостоятельного статуса Волковского театра для региона, губернатора и жителей неприемлема.

— Другие факторы в поддержку его развития мы всячески приветствуем, — сказал он.

— Я растерян и удивлен, особенно из-за реакции профессионального сообщества, — посетовал худрук Волковского театра Евгений Марчелли. — Два театра договорились, приняли решение, нашли поддержку Министерства культуры, а теперь нас почему-то вынуждают вывести этот вопрос на широкое обсуждение. Допускаю, что мы совершили кучу тактических ошибок: конечно, сначала следовало поставить в известность общественность, руководство города и области. Думаю, все было бы иначе.

Подобно Фокину, он также подчеркнул, что главенствующее место в идее слияния занимает художественная составляющая.

— Мы работаем в замкнутом пространстве — в маленьком городе с населением  600 000 человек. У нас почти тысячный зал, который мы каждый вечер обязаны заполнять. Находясь в условиях выживания, наш театр, хотим мы того или нет, сдвигается в сторону коммерческого. Мы просто вынуждены искать коммерческий репертуар, чтобы заработать денег. И вот, чтобы немного оградить себя от подобной модели существования, мы хотели, чтобы государство взяло нас под защиту, придало нам более высокий статус. Поэтому идея создания Первого Национального театра нашла во мне горячего сторонника. И то же самое я могу сказать о нашей труппе, поддержавшей эту инициативу, за исключением нескольких человек, превративших дискуссию в выяснение отношений с художественным руководителем, который «не дает им ролей».

Все выступающие сошлись лишь в одном: нельзя было продвигать данную идею кулуарно. Елена Ямпольская с иронией предложила номинировать ее авторов на... «Золотую маску»:

— Честно скажу: эта история вызывает у меня восхищение, а где-то даже зависть. В стране, как известно, все проблемы решены, настроение у людей приподнятое, от сытости и благополучия народ немного закис, протестная активность нулевая, и в общем-то стоило как-то всех взбудоражить. Вот так незатейливо удалось всколыхнуть полстраны. Причем на ровном месте, там, где никто не ожидал и даже предположить не мог. Я обращаюсь к Марии Евсеевне Ревякиной с предложением номинировать тех, кто, как справедливо заметил Валерий Фокин, не очень хорошо подготовил план проекта, на «Золотую маску». Не знаю, как может называться номинация, могу как вариант предложить: «За нарушение гражданского согласия на пустом месте», а также «За нанесение репутационного ущерба» очень уважаемым и всеми любимым художникам.

Елена Ямпольская отметила, что сам вопрос о слиянии должны решать коллективы театров с учетом мнения Ярославского региона.

— Решение может быть любым. Я говорю о форме... Что же касается возможных законодательных решений данного вопроса, то, мне кажется, закон «О культуре», который мы разрабатываем под руководством главы президентской Администрации Антона Вайно и при активной поддержке Владимира Ильича Толстого, может этому поспособствовать. В концепции прописана возможность совместного осуществления полномочий регионов и федерального центра в части финансирования культуры. Любой регион, который стоит горой за свои театры и музеи, считает их своим достоянием, должен иметь право вкладывать свои средства в развитие культурных институций.

Напомним, сейчас Ярославская область по закону не имеет права софинансировать Волковский театр, поскольку тот находится в федеральном подчинении.

Директор Театра Наций и фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина, неоднократно выступавшая против объединения, в том числе в авторской колонке для газеты «Культура», отметила, что хорошо бы прислушаться к мнению ярославцев:

— Как решат жители города — так и должно быть. Что касается творческого сотрудничества между двумя театрами, ничто не мешает осуществлять его в рамках договора. Театр Наций, например, беспрепятственно приглашает к себе артистов из любых городов, в том числе из Ярославля. Объединяться не обязательно. Региональные театры вообще боятся объединений — и правильно делают.

Ректор Ярославского театрального института Сергей Куценко поделился успехами в трудоустройстве выпускников:

— Не опускаемся ниже 94 процентов. Потому что даем профессиональных специалистов для областных театров и театров малых городов России, — с гордостью сообщил ректор, дав понять, что и без «Первого Национального» выпускники местного профильного вуза найдут себе работу.

Со своей стороны, доктор искусствоведения Татьяна Злотникова сообщила, что труппа Театра имени Волкова деморализована.  

— Через месяц они выйдут на улицы, требуя роли, зарплаты, квартиры... Я считаю главной проблемой губительное влияние невнятных обещаний на судьбу тех десятков людей, которые составляют труппу.

Театральный критик Маргарита Ваняшова поддержала коллегу, признавшись, что переживает ситуацию очень тяжело.

— Еще ничего не успели сделать с объединением, а Волковский театр уже практически начал разрушаться, и разрушения очень сильные.

Директор театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов заметил, что не всякое слияние бесперспективно.  

— С одной стороны, модель, которую предлагают Фокин и Марчелли, внешне напоминает печальные опыты региональных объединений. Но, мне кажется, принципиальное отличие заключается в их творческом и художественном потенциале, который они решили объединить. Для меня приоритет художника безусловен. Позволю напомнить: в России был прекрасный опыт большого творческого объединения — дирекция Императорских театров.

Худрук РАМТа Алексей Бородин, отметив, что дискуссия превратилась в голосование, допустил:

— Как сделать, чтобы отечественный театр не останавливался в своем движении, развивался? Может, за счет этого невероятного объединения Петербурга и Ярославля? Почему нет? Есть неточности? Давайте уточнять.

Советник президента по культуре Владимир Толстой, в свою очередь, подчеркнул, что подобное слияние может стать чрезвычайно опасным примером:

— У нас прецедентное право, к сожалению, очень развито. У нас, действительно, регионы смотрят на столицы, местные министерства смотрят на решения федерального ведомства и копируют... Да, конечно, идея творческого союза может быть благотворна, может двигать вперед, но мы имеем дело с законодательной базой и надо понимать, что выход такого проекта-приказа — это создание прецедента.

— Сегодня очень трудно с дискуссиями, — подытожил Валерий Фокин. — Время принципов похоронено. Сегодня — диктатура мотивов. И мотивы у всех сидящих разные. Говорю одно, думаю другое, а про себя знаю третье. Спасибо, что показали нам с Евгением, где овраг, где волки, куда ходить, а куда не стоит. Мы прислушаемся... Не боимся мы, что у кого-то не получилось. А у нас получится!

По тому, как эмоционально закончил Валерий Фокин, было видно, что он сильно расстроен.

— У меня вопрос, — обратился к нему Александр Калягин. — Мне дали прочесть твое интервью, где несколько лет назад, говоря об объединении, ты отвечал: «Ни в коем случае! Это бред».

— «Безнравственно не менять своих убеждений», — писал Достоевский, — парировал Фокин под общий смех. И в гуле том потонуло риторическое восклицание Калягина: «Я так и думал: мотив один...»


Фото на анонсе: Сергей Ведяшкин/mskagency.ru