Мат порядка

Наталия КАМИНСКАЯ

03.02.2012

Гарик Сукачев поставил в столичном «Современнике» спектакль «Анархия». Автор пьесы англичанин Майк Пэкер присутствовал на премьере и видел, как хорошие русские артисты играют вышедших в тираж английских панк-рок-музыкантов.

Пьеса, в оригинале называвшаяся «Дисфункционалы», впервые увидела свет в 2007 году в Лондонском театре «Буш» и имела большой успех. Впрочем, успех, скорее всего, будет и в московском варианте. Посмотреть на отвязавшихся на сцене по полной программе актеров Михаила Ефремова и Дмитрия Певцова наверняка захочет немало народу. Тем более что дело происходит в Лондоне и Нью-Йорке, зовут героев Билли, Марк и Джон, но бесчинствуют, пьют и матерятся (перевод с английского Оксаны Алешиной) они на сцене «Современника» совершенно по-нашему. Матерятся так густо, что к другим словам прибегают только за отсутствием в ненормативной лексике нужного количества крепких синонимов.

Пэкер написал небезынтересную пьесу о том, как все в обществе потребления измеряется лишь продажной стоимостью и как при этом сама стоимость не гарантирует никакого качества. Все эрзац, трэш. Давно распавшаяся группа панк-рок-музыкантов, привлеченная теперь для рекламы всякой дряни, нужна драматургу, как случай крайний. Именно эти, прежние певцы стихии и свободы, куплены теперь с потрохами. Сама их анархическая суть становится просто имиджем, который отлично продается. И вот в финале именно лидер группы, который писал когда-то протестные тексты и был идеологом несогласия со всем этим пошлым миром, закладывает себя и остальных самым циничным образом.

В принципе, эта история нынче вполне способна «конвертироваться» в наши пенаты, тем более что за ее постановку взялся Гарик Сукачев, лидер «Бригады С» и «Неприкасаемых». И если бы вместе с переводом английских ругательств на русскую матерщину в спектакле еще и проросла печальная история перерождения отечественного рока, предприятие «Современника» можно было бы считать удачей. Ну да, на любителя. Хотя в афише и предупреждают: «Внимание, ненормативная лексика!», но большинство честных налогоплательщиков вряд ли способно предугадать такое ее изобилие. Так что возможны ужасные неприятности и даже разбитые судьбы.

Скажем, наивный молодой человек приведет невесту на модный спектакль, а по окончании выйдут они на Чистые пруды и навсегда разойдутся в разные стороны. Но дело не только в лексике. Дело в том, что спектакль поставлен в старых традициях «Эх, поиграем про ихнюю жизнь!» Тут и надоевшие экраны с лобовыми видеоиллюстрациями, и дым с красным светом, и ядовитые сверкающие шмотки, и кровавые потеки на занавесе. Очень «плохих мальчиков» играют Ефремов, Певцов и Мищенко. Очень «плохих девочек» — Селянская и Дроздова. Играют искренне и с чисто российской удалью, право, достойной лучшего применения. А уж когда в кульминационных сценах звучат композиция Фрэнка Синатры My way и тем более попсовый хит Глории Гейнор I will survive, прямо-таки хочется влезть в шкуру маргинальных персонажей Майка Пэкера. Ах, как бы смачно послали они в то самое место весь этот ширпотребный сироп!

«Анархия» Майк Пэкер Театр «Современник». 

Режиссер – Гарик Сукачев. 

Сценография Андрея Шарова. 

В ролях: Михаил Ефремов, Дмитрий Певцов, Василий Мищенко, Мария Селянская, Ольга Дроздова