Спасительные иллюзии

Наталия КАМИНСКАЯ

10.02.2012

Режиссер Евгений Писарев слыл хорошим актером, пока не увлекся режиссурой. В последнее время он занимался только этим, но в «Великой магии» решил вспомнить свое первоначальное ремесло.

Писарев в поставленной им пьесе играет Калоджеро ди Спелта, человека, одураченного собственной женой и заезжим магом. Играет, надо сказать, почти исповедально. В финале спектакля его герой, пережив и безумные иллюзии, и горькое отрезвление, сознательно выбирает для себя веру в несбыточное. Тут Писарев выходит на такую драматическую коду, что даже несколько озадачивает.

Пьесы Эдуардо де Филиппо сочинялись на стыке психологической драмы и классической итальянской комедии, но в России их несказанно полюбили именно за комедийное начало. У нас обыкновенно с наслаждением рвут в клочья итальянские страсти, копируя при этом знаменитые фильмы эпохи неореализма. От «комедиографа» Евгения Писарева, возглавляющего к тому же театр на Тверском бульваре (местоположение обязывает), ожидали как раз чего-то в этом роде. Но получилось совсем другое.

Нет, спектакль, конечно, вполне доступен широкой публике, по-своему буржуазно респектабелен, и есть в нем некоторая жеманная красивость. А все же лейтмотив — из другой оперы, он очень личный, грустный, и ведут его дуэтом два главных героя: несчастный муж Калоджеро ди Спелта и фокусник Марвулья, которого играет Виктор Вержбицкий. Этот устраивает на сцене целое пиршество артистизма. Вержбицкий, ловко овладевший нехитрыми приемами иллюзионного искусства (платок превращается в длинную разноцветную связку, веер — в шляпу и т.п.), со вкусом перевоплощается в пафосного бродячего лицедея. За деньги, которых у него с женой (Вера Воронкова) вечно нет, он устраивает «фокус» с исчезновением неверной супруги Калоджеро (Виктория Исакова), обеспечивая ей побег с любовником. Он же виртуозно морочит мужа-рогоносца, уверяя его, что жена спрятана в шкатулке, стоит только поверить и открыть крышку. Но и у этого записного плута есть мечта — сорвать овации многотысячной аудитории. В нем, обреченном подвизаться в отелях и дурить курортную публику, живет вечная греза артиста о вершинах славы. И вот, включив магнитофонную запись сокрушительных аплодисментов, Марвулья-Вержбицкий у нас на глазах из задрипанного шута превращается во вдохновенного Маэстро.

В свое время, выставив на суд зрителей пьесу, где комедия и фарс переплелись с трагедией, Эдуардо де Филиппо получил довольно холодный прием и более к ее постановке не возвращался. Евгений Писарев рискнул повторить эксперимент итальянца, причем почти буквально: как и Эдуардо, сам поставил и сам сыграл одну из главных ролей. Он рискнул еще и потому, что успел приучить своего зрителя к веселым зрелищам. Но на этот раз, отдав комедии полагающуюся ей дань, решительно обратился в сторону драмы. Его спектакль — о том, как иной раз только отчаянная фантазия спасает человека от зверского цинизма реальности. И еще — об искусстве, которое тоже своего рода спасительная иллюзия, даже если режет правду в лицо.

«Великая магия». Эдуардо де Филиппо. 

Московский театр им. А.С. Пушкина 

Режиссер — Евгений Писарев 

Сценография Зиновия Марголина 

Костюмы Леонида Алексеева 

В ролях: Виктор Вержбицкий, Евгений Писарев, Вера Воронкова, Виктория Исакова, Сергей Миллер