Весна священна

Елена ФЕДОРЕНКО

12.04.2018

На Новой сцене Большого театра состоялась премьера гала-спектакля «Князь Владимир Красно Солнышко. Искания о князе Владимире».

Всероссийский конкурс танца среди любительских коллективов «Весна священная» учредил восемь лет назад благотворительный фонд «Культура — детям», возглавляемый народной артисткой России Илзе Лиепой. Постановку осуществили Владимир Иванов и Елена Богданович. В основу драматургии спектакля, соединившего в себе пластику, художественное слово и вокал, легла история жизни князя Владимира. Его душевные искания и преображение от правителя-тирана к человеку, посвятившему себя Богу и своему народу.  


Илзе Лиепа: «Подмостки Большого театра открыты талантам вне зависимости от прописки»

культура: Как возникла идея проекта?
Лиепа: Наш спектакль — вершина грандиозного многоуровневого танцевального проекта. В нем принимают участие талантливые дети, которые стали лауреатами премии «Весна священная». Начинались просмотры с конкурсов в регионах. Все ребята занимаются в самодеятельности, живут в разных уголках нашей страны — талантливой молодежи у нас много. В Якутии, например, мы отсмотрели 3500 детей, в Норильске — 950, Россия действительно очень богата одаренными людьми. Все, кто видел постановку прошлого года по сказкам Александра Афанасьева, в этом не сомневаются.

культура: Почему сегодня выбор пал на историю князя Владимира?
Лиепа: Чтобы не распалась связь времен, молодые люди не должны забывать историю своего Отечества. Мы говорим сейчас о патриотическом воспитании, а оно ведь определяется любовью не только к настоящему, но и к истокам, датам, событиям, именам. Князь Владимир — великий правитель и благородный человек, он, по сути, выбрал и определил судьбу нашего народа, сплотил Русь под стягом веры.

культура: Сколько ребят занято в проекте и откуда они приехали?
Лиепа: На сцене 130 человек. Они представляют три любительских коллектива, которые стали лауреатами: шоу-балет «Алиса» из Керчи, детский музыкальный театр «Задумка» из Самары, ансамбль танца «Улыбка» Свердловской государственной детской филармонии из Екатеринбурга. Самым маленьким участникам всего 6 лет. Спектакль — дар победителям конкурса, такой уникальный праздник на сцене Большого театра.

культура: Зачем Вам понадобилась такая хлопотливая работа, связанная с частыми поездками?
Лиепа: Мы отправляемся в регионы не для того, чтобы отобрать исполнителей для спектакля. Хотим помочь развитию любительского творчества, обозначить ориентиры, провести мастер-классы и просто показать, как необходимо то, чем они занимаются, ввести даже самые маленькие кружки в танцевальное сообщество. Вы не представляете, как это необходимо в провинции. Наши проекты и национальная премия стимулируют художественную жизнь на местах, показывают, что подмостки Большого театра открыты талантам вне зависимости от прописки — можно жить в далеком поселке и добиваться больших успехов. Мы хотим объединить танцующую молодость России.

В советах профессионалов нуждаются педагоги и руководители, которым зачастую просто не с кем обсудить свои проблемы. Приезжаем в регионы с обучающими программами, в которые входят теоретические и практические занятия, мы открыты для разговора на любые темы. Они касаются не только методики преподавания техники танца, но и развития вкуса, духовных ценностей, чувства меры. Все это зависит от выбора музыки, костюмов, сюжетов. Искусство во многом формирует характер школьников.

культура: Вы привлекли в спектакль известных артистов. Как сложилась команда?
Лиепа: Поддержка мастеров всегда серьезное подспорье. Все мы единомышленники и объединились не случайно. Счастлива, что встретилась с талантливым хореографом и тонким человеком Еленой Богданович — она находит способы работы с молодежью и решает высокие духовные задачи. Владимир Иванов, один из моих любимых режиссеров, мыслит удивительно точно и образно. Замечательный Михаил Пореченков — сильный и бесстрашный князь Владимир — ясно понимает наши цели. Николай Бурляев вышел на сцену после долгого перерыва и говорит, что увлечен самой историей о том, как нужно беречь и укреплять Родину. Если в прошлом году мы объединяли танец и драматическое искусство, то сейчас к нам примкнула певица Ольга Кормухина. Оказалось, наши взгляды во многом совпадают, и я этому рада. Ее муж композитор Алексей Белов сочинил для спектакля балладу. Автор сценографии — наш давний друг, много работавший с моим братом Андрисом, — Анатолий Нежный; «одела» героев Екатерина Котова — театральный человек, который чувствует драматургию костюма.

культура: Показ на сцене Большого театра — разовая акция?
Лиепа: В конце апреля покажем «Князя Владимира» в Туле, надеемся, что спектакль увидят в Воронеже, Екатеринбурге, Архангельске, Нижнем Новгороде. Верю, что проект будет развиваться и дальше.



Елена Богданович: «Столь деликатную тему необычайно сложно «запечатать» в движение»

культура: Историю о князе Владимире сочиняли сообща?
Богданович: Это был для меня бесценный и уникальный опыт. Режиссер Владимир Иванов из Театра имени Вахтангова, Илзе и я — втроем придумывали композицию спектакля. Я ездила в командировки по разным городам, ставила номера детям, возвращалась, показывала материал, и после обсуждения и уточнения позиций выстраивались дальнейшие сцены, и я опять уезжала. Подспорьем служил хороший поэтический текст Андрея Тупикова, режиссера и писателя, о том, как старец рассказывает отроку о правлении князя Владимира, его непростом пути от язычества к христианству.

культура: Вам, серьезному хореографу, привыкшему к сотворчеству с единомышленниками, наверное, непросто работалось с детьми?
Богданович: Каждый хореограф мечтает о задачах невероятных, фантастических. Мне как постановщику выпала исключительно такая: показать славную страницу истории Российского государства — жизнь правителя, при котором произошло Крещение Руси и было принято православие. Столь тонкую, деликатную и благословенную тему «запечатать» в движение необычайно сложно. Для того чтобы поставить такой спектакль силами детей, начиная от первоклашек, надо было придумать что-то особенное. Я поняла, что должна попросить помощи у наших классиков. К ним и обратилась. На выручку пришли Петр Ильич Чайковский с Пятой симфонией, выбрала из нее вторую часть, и Модест Петрович Мусоргский с вступлением к опере «Хованщина». Удивительно, что на идею «легла» и кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский», которую в балете практически никогда не ставили, и музыка из его же «Стального скока».  

Симфонические партитуры отличаются особой структурой с длинными фразами и предназначены, конечно, для профессиональных исполнителей. Дети в самодеятельных коллективах приучены к иному, да и по моторике им ближе короткие движения с яркими выбросами эмоций, а не длительные симфонические периоды. Научиться разговаривать в пластике протяженными фразами — непросто, это требовало серьезного подготовительного процесса. Сначала им пришлось скачать на мобильные телефоны, например, «Рассвет на Москве-реке» из «Хованщины», чтобы музыка всегда была рядом, на слуху, а потом, после кропотливых репетиций и разговоров, в их сознании произошла настоящая революция. Они стали не просто узнавать классическую музыку, а увлеченно слушать ее и увлекать товарищей.

культура: Как Вы познакомились с Илзе Лиепой — автором и вдохновителем этой работы?
Богданович: В самом конце 2016 года Илзе позвонила мне и предложила сделать два-три номера для церемонии награждения лауреатов Национальной премии в области детского и юношеского танца «Весна священная». В итоге я поставила все номера, не от жадности, а просто хотела, чтобы выстроилась цельная хореографическая история. Идея-то грандиозная — победители участвуют в спектакле и показывают его на сцене Большого театра. И место, и статус премии обязывают к серьезному подходу. Ведь Илзе обратилась к уникальному, если не сказать судьбоносному, материалу. Вообще, Илзе продолжает традиции своего знаменитого отца — Мариса Лиепы, а он был выдающимся артистом. Я всегда мечтала о том, чтобы танцы не выглядели пустыми и формальными, а обретали смыслы и духовность. Как у Лиепы. Поэтому наша встреча кажется мне до некоторой степени провидческой.


Фото на анонсе: Тина Лучина/tina-luchina.livejournal.com