Мольер нам только снится

Денис СУТЫКА

27.09.2017


«Сны господина де Мольера...»
Михаил Булгаков

Театр «Ленком»

Режиссер: Павел Сафонов

Художник-постановщик: Мариус Яцовскис

Композитор: Фаустас Латенас

В ролях: Игорь Миркурбанов, Виктор Вержбицкий, Анна Большова, Александра Виноградова, Иван Агапов и другие.

Режиссер Павел Сафонов дебютировал на сцене «Ленкома» премьерой спектакля «Сны господина де Мольера...» по пьесе «Кабала святош» Михаила Булгакова.

Сценическая и литературная судьба этого не самого известного произведения классика складывалась сложно. «Лирическая драма» (так определял жанр автор) о взаимоотношениях «короля-солнце» Людовика XIV и великого драматурга Мольера была адресована, по сути, одному человеку — Иосифу Сталину. Параллели между черной «кабалой» придворных догматиков и советской бюрократией провести было не трудно. Репетиции в МХАТе шли на фоне больших и малых размолвок: Булгаков конфликтовал со Станиславским (а заодно и с Мейерхольдом), за постановку брался Немирович-Данченко, но когда 16 февраля 1936-го состоялась долгожданная премьера «Мольера» (от первоначального названия было решено отказаться), режиссером на афишах значился Николай Горчаков. Советские зрители в следующий раз увидели спектакль о судьбе автора «Тартюфа» лишь через 30 лет: в 1966-м свою версию этой истории рассказал в «Ленкоме» Анатолий Эфрос. «Король в спектакле — единственный, чье комедиантство непритворно, органично, цельно, потому что оно творческое, поэтическое, оно призвано украсить собой мир», — писал о постановке театральный критик Александр Асаркан.

Людовик или Мольер? Чья правда звучит убедительнее сегодня? В новой постановке «Ленкома» — ничья. Хотя некоторые знатоки и утверждают, что «Кабала святош» поразительно напоминает конфликт, разгоревшийся вокруг «Матильды» Алексея Учителя, премьера не делит зал на сторонников и противников мятущегося художника.

Трудно понять, о чем именно хотел рассказать Павел Сафонов. О внутреннем конфликте гения, о взаимоотношениях драматурга с властью и церковью, о трагической судьбе Булгакова или Мольера? Получилось обо всем понемногу и ни о чем конкретно. Свою ключевую идею режиссер объясняет так: «Наша действительность иногда и впрямь как дурной сон. И хочется встряхнуть всех, чтобы проснулись, чтобы увидели, что нельзя убивать за веру, что нельзя предавать». Встряхивают ли «Сны господина де Мольера...»? Честно говоря, не очень. При этом спектакль не лишен интересных придумок. Из явных достоинств хочется отметить монументальные декорации Мариуса Яцовскиса, а также стильные и символичные костюмы от Евгении Панфиловой. Музыка композитора Фаустаса Латенаса, с которым работает худрук Театра имени Вахтангова Римас Туминас, выше всяких похвал.

Режиссер собрал все ингредиенты и создал на сцене атмосферу трагедии, в которой артисты явно предоставлены сами себе. Хотя актерски спектакль получился достаточно удачным.

Временами возникает ощущение, что «Кабалу» целенаправленно ставили в расчете на Игоря Миркурбанова. Артист работает самозабвенно, существуя на высоком градусе. Его Мольер — сгусток эмоций, противоречивый художник, человек со сложным характером и недоступным для понимания внутренним миром. 

На протяжении всего сценического действа великий драматург столь зациклен на себе, что остается только гадать, за что его обожает Арманда Бежар (Александра Виноградова) и как выстраиваются их взаимоотношения. В общем, она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним. Кстати, изнывает Миркурбанов почему-то на протяжении всего спектакля. И если в финале это оправданно, то в начале выглядит малоубедительно. Успешный актер, драматург, обласкан вниманием правителя (Людовик в восторге от его работы и даже вызывается стать крестным ребенка), любим прекрасной женщиной. С какой стати предаваться печали? И если у Булгакова образ Мольера претерпевает на протяжении пьесы коренные изменения, то в «Ленкоме» герой предстает практически лишенным внутреннего развития. 

Хорош в роли Людовика XIV Виктор Вержбицкий. Холоден, спокоен, даже как будто чуточку инфантилен. Хотя оно и не мудрено: любой приказ, слетевший с губ, тут же будет принят к сведению. В образе монарха для артиста заложена целая комедийная партитура и Вержбицкий, кстати, прекрасно мог бы ее отыграть. Но «Мольер» Сафонова столь серьезен, что артист лишь изредка как бы на ходу приоткрывает грань своего дарования.

Архиепископ в исполнении Дмитрия Гизбрехта временами напоминает змия-искусителя. Лицемер, молниеносно меняющий маски, на глазах публики из милого служителя церкви превращается в настоящего демона. Интересно наблюдать за Анной Большовой в роли Мадлены Бежар. Страдания героини актриса передает тихо и проникновенно, будто заперев конфликт внутри себя. Пожалуй, только ей удается добиться от зала настоящего сопереживания.

«Сны господина де Мольера...» скроены профессионально: шов ровный и почти нет затяжек. Но при этом, как бы это высокопарно ни звучало, спектаклю откровенно не хватает осмысленности и соотнесенности со временем и местом. Если текст Булгакова наполнен сильной драматургией, живыми человеческими историями, то ленкомовским героям сочувствовать не хочется. Они проходят мимо сердца, как туманный сон.