«Цирк» да и только

Денис СУТЫКА

24.05.2017


«Цирк»

Театр Наций

Режиссер: Максим Диденко

Сценография: Мария Трегубова

В ролях: Ингеборга Дапкунайте, Сергей Епишев, Владимир Еремин, Алексей Миранов, Махиб Гладстон

Театр Наций представил свежую интерпретацию знаменитого фильма Григория Александрова «Цирк». Когда-то соавторы пьесы Ильф и Петров не согласились с режиссерской трактовкой и убрали свои фамилии из титров. Интересно, как бы они восприняли спектакль Максима Диденко, поставленный в стиле ретро-футуризма?

Премьера «Цирка» состоялась в рамках XVII Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». История об американской звезде Марион Диксон, покинувшей Штаты и приехавшей в СССР с аттракционом «Полет на Луну», знакома почти каждому выходцу с постсоветского пространства. Фильм Александрова пользовался неизменной популярностью у зрителя. А песня «Широка страна моя родная...», написанная Дунаевским и Лебедевым-Кумачом специально для картины, стала неофициальным гимном Советского Союза. 

По сюжету Диксон, которую играет Любовь Орлова, быстро завоевывает советскую публику. Руководство отечественного цирка решает создать оригинальный номер, обещающий затмить иностранцев эффектностью. Автор «Полета на луну», немец Франц фон Кнейшиц, всячески мешает артистам и шантажирует Марион ее секретом — чернокожим ребенком. Правда, его планы рушатся: злодея с позором выгоняют, а американская актриса находит в СССР второй дом и любовь. 

Диденко переосмысливает фабулу «Цирка» и определяет стиль спектакля как ретро-футуризм. По его задумке, действие происходит в условном будущем. Советские артисты, не сумевшие создать оригинальный номер, планируют запустить на Луну реальную ракету и тем самым побить достижения иностранцев. В театральном мире Диденко «ЦИРК» — это не что иное, как «Центр Изучения Российского Космоса». 

Директор учреждения (Владимир Еремин) превращается в Ленина и цитирует не только Владимира Ильича, но и Маяковского. Франц фон Кнейшиц (Сергей Епишев) карикатурно напоминает Гитлера, впрочем, имеет и некоторое портретное сходство с прототипом из фильма. Его рост оттеняет маленький помощник (Алексей Миранов), который следует за ним повсюду. Парочка создает комичный эффект и добивается благосклонной улыбки зрителя. На сцене появляются собаки Белка и Стрелка. 

Звезда спектакля Ингеборга Дапкунайте играет не только саму Диксон, но и ту Марион, что исполнена Орловой. Теперь артистке изрядно досталось, в хорошем смысле этого слова: Дапкунайте выполняет сложные акробатические трюки, парит на тросах и поет, подвешенная с другими артистами-космонавтами на посеребренной Луне. 

Отдельное восхищение вызывает работа сценографа Марии Трегубовой, сотворившей совместно с режиссером такое количество интересных декораций и реквизита, что другим постановщикам впору позавидовать. Одежда, сцены, костюмы артистов, накладные бороды и усы — все сделано в темно-голубом цвете. Прямо настоящий «Аватар» Джеймса Кэмерона. Так спектакль приобретает свою неповторимую эстетику. К тому же цвет важен в практическом плане — он позволяет режиссеру использовать прижившиеся на подмостках кинотехнологии. Камеры транслируют на экран реальное действо, происходящее на сцене, но оно — одновременно — накладывается на вымышленный мир. Когда Дапкунайте крутится на арене цирка, на экране она летит над городом, укутываясь в облака. При помощи цвета и грамотно выстроенного света режиссер оригинально решает и сценическую жизнь малыша главной героини, которого играет Махиб Гладстон. Не будем раскрывать, как именно — сами увидите.

По стилистике спектакль чем-то напоминает одну из громких премьер Театра Наций — «Сказки Пушкина», поставленные Робертом Уилсоном. Только, в сравнении с американцем, Диденко создает менее жесткий рисунок, какие-то вещи оставляет на откуп артистам. Собственно, в «Цирке» режиссер развивает инструментарий, который уже опробовал в «Идиоте». Здесь есть место пантомиме, пластике, клоунаде, вокалу, акробатическим номерам, неожиданно всплывают нотки психологического театра. Все это приправлено минорной музыкой Ивана Кушнира, который переработал знаменитые шлягеры мюзикла «Цирк».  

Пожалуй, Ильф и Петров были бы, мягко говоря, обескуражены такой трактовкой своего детища. Да и сам Александров присвистнул бы от удивления.


Фото на анонсе: theatreofnations.ru