13.10.2016
У ростовского «Тихого Дона» завидная фестивальная биография. В декабре 2015-го спектакль завоевал Гран-при и три золотых диплома XIII Международного театрального форума «Золотой Витязь». С большим успехом прошел в Москве на сцене Малого театра. А в минувшем сентябре состоялся показ в Ярославле в рамках XVII Международного Волковского фестиваля. По словам Юрия Итина, директора Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова, где демонстрировались работы участников смотра, к нему подходили зрители и благодарили за то, что именно с этой постановкой была приглашена ростовская труппа и ярославцы смогли увидеть подлинную «визитную карточку» Дона театрального.
В Санкт-Петербурге, на площадке «Балтийского дома», — снова аншлаг и восторженные отзывы.
— Абсолютно классический Шолохов, которого мы привезли совершенно принципиально, — отозвалась о спектакле дончан арт-директор фестиваля Марина Беляева. — Актеры работают очень искренне, очень честно, очень хорошо. Это пример театра по правилам.
— Режиссер ставит вещь эпическую, у него — небо, земля, вода, семья. Эти пласты — они друг с другом взаимодействуют, друг друга сменяют, — такие чувства вызвал «Тихий Дон» у критика из Эстонии Этери Кекелидзе.
Сам режиссер-постановщик Геннадий Шапошников оценил свое творение более конкретно: «Вот мужчины все выясняют отношения, а бабы потом тащат на себе простые вещи. Пашут землю, кормят детей. Линия Аксиньи и Григория показывает, как два человека не могут быть счастливы именно по этой причине».
Действительно, на фоне скрупулезно сохраненной эпичности первоисточника спектакль привлекает прежде всего щемящей драмой простой русской женщины. В ней и через нее — казачку Аксинью — проложен энергетический поток из лютого прошлого к нелегкому настоящему. И этот поток притягивает и завораживает.
Секрет успеха еще и в том, что разговор со зрителем ведется понятным и живым языком, по которому, наверное, на театре в последнее время скучают. В этом смысле, соседствуя с трилогией Андрея Кончаловского по пьесам Чехова, с экспериментальными постановками театров Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Италии, да и обширной петербургской программой, ростовский «Тихий Дон» не только не потерялся, но оказался востребован придирчивой публикой одного из самых престижных форумов страны и европейского зарубежья — все билеты были проданы загодя.
Интересно, что на Дону как будто предвидели грядущий успех, отрадный для всего края. Не зря правительство Ростовской области не поскупилось на весьма недешевую постановку, приуроченную к 110-летию со дня рождения Михаила Шолохова. По поручению губернатора Василия Голубева из областного бюджета выделено 3,2 млн рублей. Еще в два миллиона обошлось привезти «Тихий Дон» в Петербург. Но как могло быть иначе?
— Это бренд нашей области, который требует продвижения, — прокомментировал событие Василий Голубев. — Создание спектакля «Тихий Дон» стало важной вехой в театральной и общественной жизни региона и, на что очень рассчитываем, всей России.
Кстати, эксклюзивные декорации — органичная часть дорогостоящего проекта — стали помехой участию спектакля в X Всероссийском театральном фестивале «Актеры России — Михаилу Щепкину» в Белгороде. Их невозможно было разместить в местных условиях.
В Петербурге все технические задумки реализовать получилось. Сцена постоянно находилась в движении. И даже Дон мерно тек под ногами у актеров: между залом и сценой разместили желоб с водой.
Добавим, что последний раз Ростовский театр драмы приезжал в город на Неве, тогда еще Ленинград, в прошлом веке. На фестиваль «Балтийский дом», которому, к слову, исполнилось 25 лет, коллектив приглашен впервые. И в таком решении генеральный директор форума Сергей Шуб со своими коллегами не ошиблись: «Тихому Дону» удалось поднять волну и на Балтике.