Время собирать театры

Елена ФЕДОРЕНКО

07.09.2016

В Москве один за другим проходят традиционные сборы, предшествующие новому театральному сезону. 

Трепет и возбуждение, в актерских глазах — вопросы о ролях, улыбки и надежды. Шквал эмоций сопутствует первой встрече, и случается тоже спектакль — импровизированный, свободный, радостный. Несмотря на различное соотношение серьеза и шуток, у этих сборов существует четкий драматургический каркас: подведение итогов прошлого сезона (иногда в формате видеофильма — так когда-то делал только Музтеатр, теперь инициативу подхватили и другие, например Театр имени Маяковского), награды за достижения, поздравление юбиляров и тех, кто стал родителями, определение гастрольных маршрутов и представление новобранцев. Пополнением обзавелись все труппы, исключение — Театр на Малой Бронной. И то, что важнее всего для зрителей, — объявление премьер, или определение вектора развития.

СТИ Сергея Женовача в 12-м сезоне обретет новый статус — федерального театра. Событие чрезвычайное в ситуации оптимизации учреждений культуры и непростых экономических условий. Факт исторический: на карте столицы появляется новый государственный театр. Напомним, что СТИ родилась в 2005 году, и коллектив сразу оказался ни на кого не похожим. Самобытный репертуар, устойчивое внимание к мировой классике, почти музыкальная ансамблевость, спектакли — нежные, камерные, умные. Актеры учились в одной мастерской, у одних педагогов. Творческая утопия в старинном здании на территории «золотоканительной фабрики» купцов Алексеевых, где Станиславский открыл любительский театр для рабочих. 

Десять лет СТИ оставалась редким примером частного авторского репертуарного театра, но кризис прервал эту идиллию, когда возможно было неспешно и вдумчиво погружаться в глубины текста. Надо выживать, а это дело нелегкое. Объятия государства подоспели вовремя. «В непростых условиях, — сказал Сергей Женовач, — мы получили от Министерства культуры предложение стать федеральным театром. Подумали и приняли. Не считаю, что у нас теперь начнется какая-то другая жизнь. Все наши принципы остаются прежними». Сейчас труппа работает над романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и, конечно, находится в мучительном поиске новой реальности, своего взгляда на роман, ведь не стоит «пересказывать то, что всем уже знакомо», — подчеркнул Женовач. Премьера ожидается под Новый год.  

Сбор труппы в «Ленкоме», отмечающем юбилей, состоялся в день рождения Евгения Павловича Леонова, ему исполнилось бы 90 лет. Здесь великий актер прослужил два десятилетия и сыграл блистательные роли, здесь его не забывают никогда. Вручили традиционные премии Фонда имени Леонова. Артисты представили «сочинение художественной самодеятельности» по мотивам «Поминальной молитвы» Григория Горина, а с экрана мудрым прищуром улыбался Евгений Павлович. 

Премьер в «Ленкоме» запланировано две. Сатирическая антиутопия «День опричника» по повести Владимира Сорокина ждет зрителей уже в ноябре. В сценическую версию постановщика Марка Захарова войдут мотивы романа «Теллурия». Действие — несколько эпатажное и весьма остроумное — происходит через сто лет после премьеры. Замысел вызревал долго, получилась «история» России 2027-го. Молодой актер, примеряющий роль режиссера, Сергей Дьячковский репетирует «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери как фантазию для семейного просмотра. Название — «Странный народ эти взрослые». Пилота сыграет депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, решивший вернуться на сцену: «Счастлив, что сегодня имею возможность быть в театре не только как председатель комиссии по культуре, но и как актер». 31 января «Ленком» отпразднует 90-летие, подготовка к торжеству идет полным ходом: устраивать праздники — весело, с юмором и размахом — на Малой Дмитровке умеют.

Театр имени Ермоловой, удививший в пролетевшем сезоне небывалым количеством премьер и проектов, приуроченных к юбилею, в нынешнем, 91-м, запланировал тоже немало новинок. Главный козырь, похоже, «Макбет». Худрук Олег Меньшиков давно мечтает о шекспировской роли, но пока она так и не выпадала. И вот звезды сошлись, актер приступил к репетициям титульной роли в кровавой трагедии с репутацией «недоброго предзнаменования». О несовершенстве людской природы, толкающей на искушение, задумал порассуждать режиссер Алексей Размахов. Еще одну премьеру — новое прочтение «Утиной охоты» Александра Вампилова — на Основной сцене готовит Евгений Марчелли. Театралы со стажем невольно сравнят его версию с замечательным спектаклем ермоловцев конца 1970-х. На Новой сцене ожидается «Процесс» по философскому роману Франца Кафки — автора, постоянно волнующего Алексея Левинского. Все спектакли отнюдь не беззаботны, но добрую комедию худрук все-таки пообещал под «занавес сезона», и пока выбирает — какую.

Театр на Малой Бронной в постъюбилейный год тоже темпов не сбавляет — открыл 71-й сезон двумя премьерами на новой Малой сцене. «Разговоры после прощания» французского драматурга Ясмины Резы, мастера остроумных ситуаций и интеллектуальных бесед, поставил Михаил Станкевич. «Подлинная история Фрекен Бок» режиссера-дебютанта Егора Арсенова по пьесе Олега Михайлова — бенефисный моноспектакль Екатерины Дуровой, яркой актрисы гротескового дарования. Дурова изобразила домомучительницу существом милым, трогательным и ироничным, добавив ей рефлексий ХХ века и горечи личных потерь. 

Для Сергея Голомазова наступивший театральный год — юбилейный, десятый в качестве худрука. Голомазов начинает репетировать «Салемских ведьм» по пьесе Артура Миллера «Суровое испытание». Хореограф Егор Дружинин на Основной сцене покажет мюзикл «Алиса в стране чудес», а режиссер Юрий Иоффе — «Деревья умирают стоя» Алехандро Касоны. 12 сентября состоится вечер памяти Льва Дурова, служившего Театру на Малой Бронной почти полвека. 

Среди объявленных планов Театра имени Маяковского привлекает внимание удивительное произведение американского писателя, профессионального нейропсихолога Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу». У пациентов, описанных в книге-бестселлере, тех, что живут среди нас, но одновременно и в иных измерениях, масса поклонников, в их числе режиссер Питер Брук и композитор Майкл Найман. Спектакль готовится музыкальный, актеры будут играть на экзотических инструментах. Ставит Никита Кобелев, сострадающий своим героям и умеющий вызвать соответствующий отклик у зрителей. Уютная Новая сцена на Сретенке примет три премьерных спектакля, созданных режиссерами трех поколений. Вслед за опусом молодого Кобелева мэтр Леонид Хейфец предложит публике трагическую военную историю «Все мои сыновья...» по Артуру Миллеру, а худрук Миндаугас Карбаускис — «Изгнание» Марюса Ивашкявичюса. Два опуса, рожденных этим тандемом («Кант» и «Русский роман»), стали заметными театральными событиями. «Изгнание» — не о великих исторических героях, а о скитаниях литовца, оказавшегося вдали от дома и потерявшего себя вне родины. Оформление — выдающегося мастера Сергея Бархина. 

С начала сезона маяковцы приглашают на «Маленькие вечера» — творческие встречи, концерты, чтецкие программы. Уже 24 сентября зрители смогут задать вопросы всеобщей любимице Светлане Немоляевой, которая весной отметит 80-летие. К этой дате на Основной сцене объявлена премьера «Бешеных денег» в постановке Анатолия Шульева. Еще одна пьеса Александра Островского, написанная в соавторстве с Петром Невежиным, — «Блажь» — появится на Малой сцене в режиссуре Юрия Иоффе. 

Для «Маяковки» наступивший сезон — 94-й, для МХТ — 119-й, для «Et Cetera» — 24-й. Своеобразная разминка перед юбилеями.

Первой премьерой МХТ имени Чехова будет мюзикл по известному английскому роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение» в прочтении молодого режиссера Алексея Франдетти, выходца из легендарного ташкентского «Ильхома». Музыку сочинил американец Питер Экстром. В Художественном театре, примеряющем на себя одежды Бродвея, изящный романтический сюжет разыграют артисты разных поколений, но ставку делают на молодежь. 

На сборе труппы худрук Олег Табаков был в ударе, сыпал шутками и забавными наставлениями, сокрушался, что не попал в мюзикл, призывал «трезво оценивать успех» и «поддерживать легенду об интеллигентности МХТ». Сам, впрочем, этому призыву не поддался, доверив два спектакля в Камергерском режиссеру-провокатору Константину Богомолову, который на сей раз препарирует пьесу Вуди Аллена и «Дракона» Евгения Шварца. Евгений Гришковец поставит свои «Весы», на Малой сцене Роман Самгин выпустит «Спящего принца» по романтической комедии мастеровитого Теренса Рэттигана. Зал зашелся в аплодисментах, когда худрук объявил, что МХТ продолжит сотрудничество с петербуржцем Юрием Бутусовым, выбор материала остался в тайне. 

Московский «Et Cetera» под руководством Александра Калягина открыл 24-й сезон, и его главным событием, несомненно, окажется премьера «Ревизора». К тексту Гоголя главный режиссер театра Роберт Стуруа относится трепетно, а вот распределением ролей удивил: Хлестаков будет не молодым человеком лет двадцати трех, тоненьким и худеньким (как советовал автор), а вполне почтенным по возрасту и в теле: заглавную роль сыграет сам худрук. Трусоватого резонера Городничего репетирует Александр Лазарев из «Ленкома». 

Готов к встрече со зрителями спектакль «Лодочник» по пьесе Анны Яблонской. Судно повел в плавание артист театра Иван Косичкин, решивший попробовать себя в новом качестве. Болгарский режиссер Александр Морфов, уже появлявшийся в афише «Et Cetera», приступит к «Декамерону» Боккаччо, где «пир во время чумы» разыграет молодежь. Владимир Скворцов работает над пьесой Сергея Коковкина «Миссис Лев» с юбиляршей нынешнего года Татьяной Владимировой в главной роли. Александр Галин представит свою новую пьесу «Лицо». Есть планы сотворчества с Адольфом Шапиро и Григорием Козловым.

Круглый день рождения РАМТа пришелся на макушку лета — 13 июля ему исполнилось 95 лет. Уникальная выставка в Музее имени Бахрушина «Молодежный театр в преломлении эпох», собранная главным художником РАМТа Станиславом Бенедиктовым, продлится до конца сентября. На то же время придется обширная культурно-просветительская программа: творческие встречи, занятия для детей, чтецкие выступления, все — в Бахрушинском музее. А в театре две интригующие осенние премьеры. Екатерина Половцева завершает работу над спектаклем «Дом с башенкой» по раннему рассказу Фридриха Горенштейна, чье наследие постепенно возвращается на родину. На Большой сцене — долгожданная «Демократия» Майкла Фрейна в постановке руководителя коллектива Алексея Бородина. Документальную шпионскую историю, заставившую вздрогнуть Западную Европу, разыграют десять актеров-мужчин, женские роли не предусмотрены. И, конечно, театр обещает своим юным зрителям встречи с классикой: афиша пополнится пьесой Островского «Свои люди — сочтемся» и пушкинской «Русалкой». Появятся новые работы в рамках проекта «Большая сцена — детям». 

«Сатирикон» начатый сезон вновь проведет в молодежном центре «Планета КВН», ремонт на основной площадке пока не завершен. Вскоре стартуют репетиции пьесы Ростана «Сирано де Бержерак». За воплощение истории об острослове и дуэлянте взялся Константин Райкин. Но не сам худрук, а Артем Осипов и Денис Суханов выступят в титульной роли. 24 октября здесь отметят 105-летие со дня рождения Аркадия Райкина, титана сцены, основателя «Сатирикона». На этих событиях, видимо, сконцентрируют все силы — что логично. Другие планы неконкретны: Константин Аркадьевич думает о пьесе американца Кристофера Дюранга «Ваня и Соня, и Маша, и Гвоздь» и о продолжении сотрудничества с режиссером Егором Перегудовым — выбор еще не сделан, но худрук не сомневается, что примет участие в будущей работе как актер.

Для премьер Театр имени Пушкина выбрал число 11 — в нумерологии  магическое. Месяцы показов, конечно, разные. Первое представление новой работы, а это ранняя и малоизвестная пьеса Бертольда Брехта «Барабаны в ночи», намечена на 11 ноября. Уважаемый московскими коллегами петербургский режиссер Юрий Бутусов продолжает брехтовскую тему. Для труппы на Тверском бульваре обращение к этому автору исторически важно: здесь, на сцене Камерного театра, в 1929 году Александр Таиров впервые в России показал «Трехгрошовую оперу» под названием «Опера нищих». К сожалению, на сборе труппы обещанной информации об увековечении памяти Александра Таирова и Алисы Коонен получить не удалось. В перспективе — репетиции двух спектаклей, где главные роли сыграют юбиляры. Для Веры Алентовой Евгений Писарев ставит пьесу Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка» с красивой и точной мыслью о том, что «из театра, конечно, можно уйти, но выгнать из себя театр невозможно». Игорь Бочкин украсит спектакль в режиссуре Романа Самгина. Перспективным видится открытие режиссерской лаборатории. Что и говорить, в молодых концептуалистах отечественная сцена испытывает острую недостаточность.