Русский мир на Круазетт

Ксения ПОЗДНЯКОВА, Франция

31.08.2016

Последнюю летнюю неделю в Канне принято называть «русской». Под занавес сезона, с 23 по 27 августа, на французской Ривьере высаживается настоящий десант из представителей отечественного искусства. 

За долгие годы, а нынешний смотр 19-й по счету, фестиваль стал неотъемлемой частью культурной жизни Лазурного берега. Стоит ли удивляться, что билеты на концерты и представления раскупаются заранее. Однако всегда находятся те, кто, полагаясь на удачу, пытается обзавестись хотя бы контрамаркой совсем уж накануне выступления наших артистов.

То и дело по Круазетт разносится: «А нет ли у вас лишнего билетика?» Причем спрашивают в основном коренные французы. Многие, с кем удалось пообщаться, признавались, что специально выкраивают время и подгадывают отпуск, дабы оказаться в Канне в разгар «русской недели». Своим успехом форум обязан организаторам: Центру кинофестивалей и международных программ и ее бессменному лидеру, заслуженному деятелю искусств РФ Татьяне Шумовой, Министерству культуры РФ, Российскому фонду культуры, мэрии города Канна, а также Дворцу фестивалей и конгрессов. 

— Фестиваль русского искусства в Канне — показатель невероятной связи между нашими странами, — поделился с «Культурой» бывший мэр Канна, а ныне депутат Национального собрания Бернар Брошан. — Очень важно, что каждый год представляют новый регион, и все они, будь то Сибирь или Хакасия, поражают нас разнообразием культуры, ее глубиной. Именно благодаря «русским неделям» жителям Канна и гостям Лазурного берега открылась огромная страна, объединяющая множество народов. Мы должны использовать этот смотр, чтобы восстановить крепкие отношения между Москвой и Парижем. Скажу вам по секрету, у французов куда больше общего с русскими, чем с теми же американцами. Несмотря на все потрясения, полагаю, что неделя российского искусства в Канне останется неизменной. Я уверил организаторов, что существованию этой традиции ничто не угрожает, напротив, в следующем году совместными усилиями мы сможем устроить нечто грандиозное.

Лития на кладбище Гран-Жас

Нынешний форум стартовал с литии на кладбище Гран-Жас, где отдают дань уважения воинам, павшим во имя свободы. Кроме того, торжественное открытие «русских сезонов» совпало с финалом 13-го молодежного фестиваля-спутника. Успешное окончание программы отпраздновали вернисажем юных художников. Свои полотна публике представили студенты Южно-Уральского института искусств им. П.И. Чайковского Екатерина Московцева, Ксения Акишина, Анна Нероева и воспитанница Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Евгения Малина. Девушки отметили не только выразительную красоту Канна, но и гостеприимство местного населения, восторженно принимавшего творчество молодых авторов. «Больше всего хотелось передать колорит города, особую атмосферу, царящую в порту и в историческом квартале Сюке, постараться поймать солнечный свет, отражающийся в бескрайних морских просторах», — сказала Екатерина Московцева, чьи картины удостоились особой чести — пополнить коллекции мэра Канна Давида Лиснара и депутата Бернара Брошана. Катя призналась, что ее переполняют неоднозначные чувства. С одной стороны, она невероятно счастлива, но с другой — грустно расставаться с работами, в которые вложено столько сил и любви, где запечатлены лучшие моменты пребывания на Лазурном берегу. 

Выставка «Российское кино: история и современность»

Основная программа форума началась в зале «Медитерране» Дворца фестивалей и конгрессов, где открыли выставку «Российское кино: история и современность». Экспозицию составили предметы из собраний Государственного музея современной истории России, Киностудии имени Горького, киноконцерна «Мосфильм» и частной коллекции Дмитрия Бушмакова. Более сотни экспонатов, связанных с историей отечественного кинематографа. Особую ценность представляют костюмы, созданные художниками студии Горького, и личная раскадровка киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». В небольшом кинотеатре зрителям показали шедевры из золотой коллекции «Мосфильма», куда вошли ленты Ивана Пырьева, Никиты Михалкова, Сергея Бондарчука, Карена Шахназарова. 

— Выставки музея современной истории России в Канне стали уже традиционными и продолжаются три года, — отметила директор музея Ирина Великанова. — Вы помните экспозиции 2014-го, 2015-го, они были посвящены совместной борьбе русских и французов с агрессорами. И мы тогда договорились, что вернисаж 2016 года обязательно будет мирным. Вместе с коллегами со студии Горького и «Мосфильма» постарались сдержать обещание. Кинематограф, наверное, самое мирное из искусств, существующих на земле. И вы также можете почувствовать, что для россиян кино — больше, чем искусство, это часть жизни. Это можно видеть через костюмы, через афиши. Кинематограф России очень тесно переплетен с нашей жизнью. С тех пор, как в 1896 году в Петербурге, в саду «Аквариум» состоялся первый кинопоказ (кстати, те документальные кадры были сняты французами в ходе визита в Париж нашего императора Николая II), русские навсегда полюбили это искусство и навсегда связали себя в нем с французами. 

Выступают артисты из Хакасии

Вечером того же дня гости смотра насладились спектаклем хакасских национальных ансамблей «Кун Сузы» и «Улгер», где сплелись воедино старинные легенды, обряды и верования. Несмотря на сложный этнографический и смысловой характер действа, публика приняла его на ура, одарив танцоров и музыкантов продолжительными аплодисментами. Многие зрители подходили благодарить как представителей хакасской делегации, так и руководство Центра кинофестивалей и международных программ.

Ректор каннской консерватории Ален Павар, долгие годы сотрудничающий с молодежным форумом-спутником, признался, что, хотя история, рассказанная хакасскими артистами, поначалу показалась ему чересчур экзотичной, он не смог остаться равнодушным к звучанию чатхана (национальный музыкальный инструмент) и мастерству горлового пения. 

Центральным событием стал гала-ужин «Русская ночь», где по традиции вручили памятный знак фестиваля «За выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Францией». Лауреатом нынешнего года объявлена хореограф Вера Боккадоро. Долгое время ее творческая жизнь была связана с Большим театром, где француженка проработала более двадцати лет. Балет «Любовью за любовь» с успехом демонстрировался на главной сцене страны свыше трехсот раз. Хореограф заверила, что награда имеет для нее исключительную ценность, как и врученный три года назад орден Дружбы. «Я всегда знала, что у меня две родины — Франция и Россия», — уточнила Вера Боккадоро.

В этот же день в Канне отмечается одна из важнейших дат в новейшей истории города — освобождение от фашистов. Вдоль по Круазетт разъезжают ретроавтомобили союзных войск. Вечером возле мэрии проходит ежегодный парад, где вспоминают героев Сопротивления и чествуют народы, помогавшие «Сражающейся Франции». Благодаря усилиям организаторов фестиваля российского искусства наш государственный флаг неизменно расцветает рядом с американским, английским, канадским и французским, а гимн России исполняется непосредственно перед «Марсельезой». Венчает день освобождения грандиозный фейерверк, который с набережной наблюдают сотни гостей и аборигенов Лазурного берега. 

Нынешний праздник прошел под особым вниманием властей и полиции. Несмотря на благостную атмосферу утопающего в цветах Канна, Франция так и не смогла до конца оправиться от недавнего теракта в Ницце и прошлогодней атаки на парижский концертный зал «Батаклан». Число туристов уменьшилось, зато охраны во время мероприятий значительно прибавилось. Сложно не заметить и тревожные нотки в речи мэра Давида Лиснара. Градоначальник в очередной раз подчеркнул, что необходимо бороться с радикальным исламизмом, отстаивая свободу страны, добытую героическими предками. 

Конечно, Канн невозможно представить без синематографа. Важнейшему из искусств фестиваль посвятил не только центральную выставку и музыкальную программу «Русской ночи», но и непременный день российского кино. Жителям и гостям побережья показали «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Клетку» Эллы Архангельской, «Дорогу на Берлин» Сергея Попова, «Городских птичек» Юлии Белой, «Поездку к матери» Михаила Косырева-Нестерова. 

Ближе к финалу смотра на вилле Домерг, потрясающей своей красотой и солидным парком скульптур, прошло выступление солистов академии молодых певцов Мариинского театра. Воспитанники Ларисы Гергиевой не первый год восхищают взыскательную каннскую аудиторию. Нынешний состав: Мария Баянкина, Илья Селиванов, Григорий Чернецов — не стал исключением. Следующий вечер организаторы отдали балету. Ученики школы Михаила Лавровского заставили зал зайтись в продолжительных аплодисментах. 

То, как каннские зрители принимали наших артистов, вновь наглядно доказало, что культура не имеет границ, а теплым отношениям братских народов не могут навредить никакие международные катаклизмы. Как отметил Бернар Брошан в заключительный день фестиваля, не только он, но и большинство французов надеются, что в ближайшее время взаимные санкции сойдут на нет и дружба Москвы и Парижа вернется на прежний высокий уровень. Публика встретила слова экс-мэра мощной овацией и криками «браво».