В Большом споет даже «Идиот»

Елена ФЕДОРЕНКО

12.05.2016

Большой театр объявил планы на следующий, 241-й, сезон.

Главный театр страны разложил пасьянс сезона 2016/17 небывало рано. Разгар майских праздников не помешал провести пресс-конференцию в торжественном Императорском фойе ГАБТа и собрать множество журналистов. Лидирующие позиции гендиректор Владимир Урин уступил коллегам: музыкальному руководителю — главному дирижеру Тугану Сохиеву и главе балетной труппы Махару Вазиеву, официально вступившему в должность полтора месяца назад. Оба сообщили об ожидаемых в ближайшем будущем событиях. 

На передовой снова опера: из запланированных шести премьер четыре оперные и только две балетные. Русскую классику представит «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова. За пульт встанет Туган Сохиев, не сомневающийся, что в труппе есть замечательные голоса, способные справиться с музыкальным прочтением «весенней сказки» Александра Островского. На постановку приглашен худрук Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.

«Манон Леско» Джакомо Пуччини в режиссуре Адольфа Шапиро (мастер драматической сцены — не новичок на оперной территории, в Музтеатре он ставил «Лючию ди Ламмермур» Доницетти, и работа оказалась чрезвычайно успешной) — повод познакомиться с итальянским дирижером Ядером Биньямини. Но не только. Украсит премьеру долгожданная встреча москвичей с Анной Нетребко в титульной партии — мировая звезда впервые выступит в спектакле Большого театра.

Две новинки представят редко исполняемую оперную музыку XX века. Дирижер Уильям Лейси возьмется за произведение Бенджамина Бриттена «Билли Бадд» в постановке Дэвида Олдена — совместный проект Большого театра и Английской национальной оперы. В Туманном Альбионе премьера этого сумрачного сочинения, сотканного только из мужских голосов, уже состоялась. По словам Сохиева, «Билли Бадд» — весьма тяжелый спектакль с огромным количеством солистов. Многие, конечно, помнят поставленный в Музтеатре «Сон в летнюю ночь» — тоже Бриттена и тоже в российско-английском тандеме. 

Опера Мечислава Вайнберга «Идиот» по роману Достоевского — одно из последних произведений советского композитора. Сохиев отметил, что музыка Вайнберга сегодня переживает ренессанс во всем мире. Постановочная команда: дирижер Михал Клауза и режиссер Евгений Арье. С Большим театром они уже сотрудничали. Вайнбергу, чья мировая слава оказалась посмертной, посвящена запланированная на дни премьеры научная конференция, в рамках которой Екатеринбургская оперная труппа покажет еще одно сочинение композитора — «Пассажирку». 

Учащенно забьются сердца меломанов от составов предновогоднего блока «Дон Карлоса» Верди. На сцену выйдут Дмитрий Хворостовский (его дебюта ждали так долго), Ильдар Абдразаков, Екатерина Губанова, Хибла Герзмава. 

Главным событием в области хореографии театр справедливо считает 90-летие Юрия Григоровича, чья эпоха прославила Большой балет на весь мир. Юбилею Мастера, который, несмотря на почтенные годы, продолжает трудиться, посвятят двухмесячный фестиваль. В афише 11 спектаклей знаменитого хореографа. Репертуарный список пополнится возобновлением «Золотого века», а «Раймонда» в редакции Юрия Николаевича переедет на Историческую сцену, покинув временное пристанище на Новой. 

Если парад оперных премьер откроется уже в октябре, то балетоманам придется сохранять терпение до марта, когда появится классический шедевр — «Этюды» Харальда Ландера на музыку Черни. Премьера инициирована Махаром Вазиевым, почитающим профессиональное совершенство и виртуозность. Что подверстают к «Этюдам», пока не известно, но обсуждаются спектакли Глена Тетли, Иржи Килиана и Джерома Роббинса.

Под занавес сезона — оригинальный балет, созданный с чистого листа, под названием «Нуреев». Над танцевальным байопиком потрудится сложившаяся группа: хореограф Юрий Посохов, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников, композитор Илья Демуцкий и дирижер Антон Гришанин. Получится ли собрать пазл жизни «дикого татарина» через магию танцевальных образов? Или сочинителей поманят необузданные поступки и скандальные выходки — от прыжка в парижском аэропорту Ле Бурже до саморекламы и от киноработ до неминуемой смерти от СПИДа? Поживем — увидим. 

Махар Вазиев высказал отрицательное отношение к участию приглашенных звезд в балетах текущего репертуара на регулярной основе. Что логично, потому что в Большом сегодня отличные солисты, и их немало. Радует, что принципиальность нового балетного начальника не распространяется на экс-солистов Наталью Осипову и Ивана Васильева. Их по-прежнему ждут на Театральной площади с распростертыми объятиями.

Не забудет Большой и юбиляров. Запланированы концерты в честь Михаила Лавровского и Маквалы Касрашвили. Вечера памяти посвятят Марису Лиепе и Галине Вишневской. Музыканты и певцы Большого посетят юго-запад столицы — на сцене «Филармония-2» в Олимпийской деревне Туган Сохиев проведет концертное исполнение «Путешествия в Реймс» Россини и «Орлеанской девы» Чайковского. Продолжатся онлайн трансляции спектаклей в кинотеатрах мира (их более тысячи). Из сюрпризов — театр открывает свой видеоканал, удобный для пользователей. 

Владимир Урин заметил, что уже сверстаны планы и на сезон 2017/18, но открывать их пока рано. Возможно, и правильно, потому что постановки балетов Кристофера Уилдона и Джона Ноймайера, анонсированные ранее, отложены на будущее. 

Нынешний сезон тоже таит новинки: балет представит «Ундину», которую сочиняет Вячеслав Самодуров, опера — «Осуждение Фауста» в постановке Петера Штайна. О подарке москвичам и гостям столицы рассказала начальник пресс-службы театра Катерина Новикова: в разгар лета на фасаде Большого появится экран, на котором в режиме реального времени будут транслироваться опера «Царская невеста» (1–2 июля) и балет «Драгоценности» (8–9 июля).