Веселые вдовы

Елена ФЕДОРЕНКО

25.11.2015

Московский академический театр имени Евгения Вахтангова поставил кассовую трагикомедию, обреченную на зрительский успех.

Пьеса современного американского драматурга Айвона Менчелла называется «Кладбищенский клуб», но отечественный театр, приняв текст в крепкие репертуарные объятия, все время норовит ее переименовать. Превращает то в «Осенний чарльстон» или «С тобой и без тебя», то в «Девичник Club», теперь — в «Девичник над вечным покоем». Пьеса — качества сомнительного, с душко́м. Рассчитана на тех, кому по нраву плоские шутки и двусмысленные остроты, пускай и с длинной седой бородой. «Ну и что — бегает за юбками? Собаки тоже бегают за машинами, но их за руль никто не пускает»: зал заходится. «Ты боишься, если мы опоздаем на кладбище, покойники убегут?» — хохот. «Когда я подстригаю куст на твоей могиле, вспоминаю, как стригла тебя» — особый успех. Из перлов, менее ценных, зато узнаваемых: «слаба на передок», «разливать по булькам», «меня будет пучить». Самое неприятное во всей этой затее, что автор призывает смеяться над людьми, попавшими в положение незавидное. Три вдовы постбальзаковского возраста раз в месяц посещают кладбище, могилы их мужей — рядом. Чуть поодаль упокоена жена мясника, — с ним и встречаются подружки. Женский клуб под угрозой — одна из дам увлекается незнакомцем, две другие пытаются помешать их роману. План, конечно же, терпит крах. 

Зачем, дабы разыграть весь этот нехитрый сюжет, призвали постановочную команду из Литвы во главе с тонким литовским артистом и режиссером, руководителем Вильнюсского молодежного театра Альгирдасом Латенасом, — не ясно. Сам он утверждает, что его привлекли образы «женщин, которые, пережив горе, находят силы начать полноценную, полнокровную жизнь». Не верю.

И все-таки одно достоинство у пьесы есть — автор обеспечивает ролями трех актрис среднего поколения. В Вахтанговском, таким образом, складывается бенефис Юлии Рутберг (Ида), Марины Есипенко (Люсиль) и Ольги Чиповской (Дорис). Характер каждой прочерчен одной краской и сводится к шаржированной маске. Фабула настолько банальна, что финал считывается  минут через пятнадцать после начала. Эксцентричная Люсиль — модница, чья особая гордость — леопардовой окраски шуба, парики, сумочки и прочие дамские атрибуты. Особа легкомысленная, бурная, любит поговорить о новом кавалере, который ей якобы встретился и не дает покоя своими вожделениями. Тут ясно: несчастная в браке, в обществе подруг она реализует собственные фантазии, потом именно ей дается монолог, сдобренный беспроигрышными сантиментами о нерожденном ребенке и муже, постоянно ей изменявшем. Ида — существо тихое. Немного старомодная и по характеру, и по одежде, одинокая и смиренная. Кому, как не ей, определить в ухажеры единственного мужчину, включенного драматургом в состав действующих лиц пьесы? Она достойна счастья. А вот разумная Дорис — верная вдова, рассудительная мать и чадолюбивая бабушка — «под занавес» упокоится рядом с мужем. Довести до логического финала мысль о том, что прошлое надо отпускать, а жить в любом случае прекраснее, чем лежать на погосте (даже с любимым), — все равно, что вывести детским почерком по разлинованному листу незамысловатую мораль.

Спектакль летит от репризы к репризе. Играются они по большей части наотмашь, карикатурно, по принципу «кто во что горазд». Будто у популярных и мастеровитых актрис нет единого вахтанговского бэкграунда, но есть объединяющая цель — ублажить публику. Это им удается вполне, и реакция зрителей им приятна. В финале, по замыслу режиссера, веселье должно зашкалить — и охмелевшие от вина вдовы пускаются в пляс. Музыку заглушают рукоплескания. Жаль, потому что мелодии Фаустаса Латенаса — замечательные, летящие, немного космические. 

Во время трехчасового «Девичника» критического наблюдателя не оставляет вопрос: можно ли эту развесистую клюкву из банальных реприз и скетчей с подкладкой из верных и хорошо известных истин сервировать достойно? Как наделить плоскую шутку печалью, а печаль — юмором? Тут надобно искусство высоких комедиантов, а не фиглярство «Кривого зеркала». Но хорошие актрисы, озабоченные штрихами и деталями на полях своих ролей, обходных троп не ищут. При этом преуспевает в нюансах лишь Юлия Рутберг — ее героиня в нелепом ощипанном седом паричке лукаво картавит, складывает ладошку утиным клювом в знак прощания, меняет походку и пластику, как клоун на детском утреннике.

Две недели назад в Театре Вахтангова произошло событие чрезвычайное. За несколько дней до объявленной премьеры спектакля «Подросток» по роману Достоевского, показ отменили без объяснения причин. В кулуарах поговаривают, что продукт показался скучноватым, подробным, устаревшим. Вполне возможно. Но неужели нестрогая развлекуха от Менчелла более современна? Впрочем, спору нет, «Девичник» способен прокормить. С ним легко организовать тур по провинции и можно быть уверенным, что наша добрая публика примет содеянное благосклонно.