Там чудеса, там Бертман бродит

Евгения КРИВИЦКАЯ

05.11.2015

После восьмилетнего ремонта открылась историческая сцена «Геликон-оперы».

Застекленная арка, превращенная в атриум, притягивает взоры прохожих на Большой Никитской. Обновленный театр похож на дворец из детской сказки. Парадная мраморная лестница, спускающаяся к стене-панно... В коридорах с непривычки можно заблудиться: площадь наземной части здания увеличилась с 3000 до 13 500 квадратных метров. В подземной — возведен новый театральный зал на 500 мест. Его расположение определено тем, что усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых, где находится «Геликон», — памятник архитектуры.

Проект зала в виде греческого амфитеатра разработал Андрей Боков, глава Союза архитекторов России. В пространстве внутреннего двора сохранили найденную при раскопках кладку кирпичных стен, башенку и «красное» крыльцо, которое остроумно превратили в царскую ложу для почетных гостей. Чтобы зритель не чувствовал себя в бункере, по всему периметру сделали «камуфляжные» окна. В рамы вмонтированы плазменные мониторы, способные создать любой иллюзорный пейзаж, вплоть до подводного царства в «Садко» Римского-Корсакова — ближайшей премьере ноября. На боковых балкончиках-галереях расположили световое оборудование, под потолком — загадочные подвесные устройства, напоминающие раструбы духового инструмента геликон. На самом деле это звукоотражающие тарелки — уникальные акустические щиты, также выполняющие функцию подсветки. На потолке выложено «созвездие» из кристаллов «Swarovski»: эта светодиодная сетка — подарок строителей. Таким экстравагантным способом они навсегда зафиксировали расположение звезд над Москвой 10 апреля 2015 года, в день 25-летия театра.

Особая гордость худрука Дмитрия Бертмана — сцена, по его словам, «самая современная и технически оснащенная в России». Плунжерная система позволяет поднимать фрагменты подмостков на разную высоту, имеется поворотный круг, перемещающийся в двух плоскостях, колокольня с настоящими колоколами (вес самого большого — 260 кг). Тремя уровнями располагает оркестровая яма. Все это великолепие возникло благодаря поддержке городских властей: с приходом на пост мэра Сергея Собянина оперный долгострой сдвинулся с мертвой точки. 

Каждый из четырех залов получил «имя»: главный, подземный, назван в честь Стравинского, Малый зал (где до реконструкции протекала вся жизнь труппы) окрещен «Шаховским». Фойе стало «Покровским». Имя Елены Образцовой носит небольшой музей, куда переданы некоторые личные вещи великой певицы.

Открытие «Геликон-оперы» вылилось в серию гала-концертов. В программе — сплошь оперные «хиты», на сцене — премьеры и примадонны: с залом заигрывали сразу три Кармен — Ксения Вязникова, Лариса Костюк и Юлия Горностаева. Аналогичный трюк был проделан и с Фигаро: воплотить ловкого пройдоху выпало Алексею Исаеву, Константину Бржинскому и Максиму Перебейносу. На каждом гала публике заготовлен сюрприз в виде почетного гостя. На первом концерте арию графа ди Луны спел Дмитрий Хворостовский. До 8 ноября анонсированы Вероника Джиоева, Василий Ладюк, Борис Стаценко, Асмик Григорян, Инва Мула.