«Обитель» для «Современника»

Елена ФЕДОРЕНКО

02.10.2015

Столичный театр «Современник», на время переехавший с Чистых прудов во Дворец на Яузе, провел сбор труппы и начал 60-й, юбилейный сезон.

Официальной части традиционной первооктябрьской встречи предшествовали поцелуи и теплые объятия отдохнувших артистов. Художественный руководитель театра Галина Волчек предупредила, что в ближайшее время жизнь простой не будет: «Мы переживаем трудный момент, наша главная задача — переехать в новое здание без творческих потерь». Адрес, где «Современник» обитал до вынужденного переселения во Дворец на Яузе, — третий в истории коллектива. Первые годы выпускники Школы-студии МХАТ работали на Ленинградке, в зале, отданном после них театру «Ромэн». Дальше — здание на Маяковке — Триумфальной площади. И уже потом — в бывшем кинотеатре «Колизей» на Чистых прудах. Четыре десятка лет. Пока дом с пояском из белых колонн не закрылся на ремонт. Правда, строительных лесов и других признаков начала работ пока не наблюдается. Директор театра Игорь Попов пояснил, что к ремонту еще не приступали, бумажная волокита берет свое. Дело сдвинется с мертвой точки, как только будут решены организационные вопросы. Сегодня ясно одно: на обновление здания уйдет не десять месяцев, как планировалось, а значительно больше. На Другой сцене «Современника», открытой на Чистопрудном бульваре в 2004‑м и названной «экспериментальным пространством», продолжат играть в обычном режиме.

В начале поздравили всех, кто праздновал дни рождения в период отпуска, и тех, у кого появились дети. Овациями приветствовали юбиляров Валентина Гафта (Галина Борисовна Волчек назвала 80-летие любимого артиста «событием вселенского масштаба» и пообещала устроить праздничный вечер, где Гафт «будет присутствовать, а не работать»), Татьяну Корецкую, Григория Острина. В день сбора труппы круглая дата догнала и Чулпан Хаматову — ей поднесли именинный торт с горящими свечами. Представили трех новобранцев. Зачитали благодарности от Минкультуры. Но неизменно делали акцент на то, что спектакли необходимо адаптировать к условиям новой сцены.

Первой премьерой сезона 2015/2016 станет «Декамерон». Из ста новелл Боккаччо, написанных почти семь веков назад, — утонченных, остроумных, иногда фривольных и всегда мудрых — молодой режиссер Кирилл Вытоптов выбрал восемь и «прочел» их на современном языке. В постановке заняты без малого два десятка артистов, первый показ назначен на 11 октября.

В декабре в репертуар вернется трогательная новогодняя комедия «С наступающим…» (автор и режиссер Родион Овчинников), где случайная встреча бывших однокурсников переходит в ироничный и веселый разговор, касающийся весьма злободневных тем. Новым партнером Сергея Гармаша станет петербуржец Игорь Скляр.

В самом начале 2016 года театр приступит к репетициям спектакля «Обитель» по роману Захара Прилепина. Уже сделан пересказ литературного первоисточника (действие происходит на Соловках, в драматичных судьбах героев, как в капле воды, отражается непростая история страны) драматургом из Екатеринбурга Ярославой Пулинович. Поставит «Обитель» Дмитрий Брусникин.

Планы на вторую половину сезона оставили в тайне, пообещав, что «это будут работы двух крупных режиссеров», имена которых пока не разглашаются, чтобы не сглазить.

В апреле узким семейно-театральным кругом, а в середине мая — пышным торжеством (возможно, не только под крышей, но и на улице) современниковцы отпразднуют 60-летний юбилей.

Календарь гастролей откроется самарскими показами «Осенней сонаты» по Ингмару Бергману. Дружественная Александринка встретит четыре спектакля. «Пять вечеров» Александра Володина поедут на фестиваль в Новосибирск. Постановки, в чьих названиях присутствуют числительные — «Двое на качелях» Гибсона, «Три сестры» Чехова и «Три товарища» по Ремарку — весной сыграют в Берлине. Кто-то из собравшихся пожалел, что в афише «Современника» нет «Шести персонажей в поисках автора» или «Али-Бабы и сорока разбойников».