История Анны, которая любила и погибла

Ирина АЛПАТОВА

11.05.2012

В Театре имени Вахтангова станцевали толстовскую «Анну Каренину».

Часть зрителей премьерного спектакля, не удосужившаяся заранее узнать о своеобразии новой постановки, поначалу пребывала в недоумении: это что, балет? И почему он здесь? В антракте особо раздраженные представление покинули. Оставшиеся же явно втянулись в происходящее на сцене, спектакль завершился бурными овациями и криками «Браво!» Прямо как на настоящем балете.

Анжелика Холина, хореограф-постановщик «Анны Карениной», как раз и попыталась соединить балетную элитарность с чаяниями массовой публики. Трагически красивая история любви здесь не отягощена никакими духовно-философскими исканиями графа Льва Николаевича. Желаете получить все по полной программе — откройте оригинал. Не желаете — для вас заготовлен в программке дайджест-подстрочник, вариант либретто, достойный образчик «краткого содержания литературных произведений», что выпускают для нерадивых школьников. Некий «спасательный круг» для литературных неофитов.

Кстати, для Вахтанговского театра это не эксперимент и не дебют. В его афише — хореографический «Берег женщин», поставленный той же Холиной. И тут, вероятно, стоит сделать реверанс в сторону художественного руководителя театра Римаса Туминаса, который ввел подобные вещи в обиход. Молодые и возрастные артисты демонстрируют прекрасную физическую форму и отнюдь не выглядят дилетантами в хореографических опытах.

Мотивы «Анны Карениной» положены на музыку Шнитке, Чайковского, Малера и Форе. Здесь есть своеобразный человеческий Хор (читай — светское общество) и солисты, которые на время выталкиваются из общей сплоченной массы, а потом возвращаются обратно.

Холина словно бы заново сочиняет многих персонажей, наделяя их характерами и манерами броскими, определенными. Вот Левин (Федор Воронцов) — мрачный «бирюк» с несменяемо зверским выражением лица, словно бы народный типаж, далекий от всякой светскости. И в пару ему — Кити (Екатерина Крамзина), девочка-кукла, невидимыми нитями привязанная не к Левину, а к Вронскому. Левин же хорошо отработанными движениями удерживает ее за «крылья» накидки, пока не сложит их как рукава смирительной рубашки. И вот они уже в общем Хоре.

А вот более комичная пара — Долли (Мария Волкова) и Стива (Валерий Ушаков). Обманутая жена заламывает руки, топочет ножками и красиво лишается чувств, а коварный муж с каким-то казацким чубом через силу приближается к ней мелкими шажками, словно пытается плыть против течения.

Белокурый красавец Вронский (Дмитрий Соломыкин) лихо берет барьеры в сцене скачек, не смущаясь отсутствием лошади, и хорош в страстных дуэтах с Анной. А вот его сопернику Каренину (Евгений Князев) досталась в большей степени роль пантомимическая, но весьма выразительная. Чего стоит только «партия» рук, пластический аналог занудных менторских речей.

Что же до заглавной фигуры, то Анна Каренина в исполнении Ольги Лерман — героиня скорее лирическая, нежели трагическая. Она юна, хрупка, мечтательна и сентиментальна, а свою драматическую участь признает не сразу и не вполне. Зато ее без обиняков продемонстрирует Хор: в сцене посещения театра Анна будет пытаться присесть то на один стул, то на другой, а представители «общества» решительными и слаженными движениями эти стулья наклоняют, словно бы сбрасывая женщину, подталкивая ее туда, вниз, на рельсы.

И рельсы, и поезд, и стук колес будут «сыграны» все теми же стульями, активными участниками действия (сценография Мариуса Яцовскиса). Стук ножек об пол, синхронное и ритмичное притопывание — компания сомкнулась, сплотилась, поглотила Анну, словно ее и не было.

Впрочем, не стоит брать на себя труд пересказывать хореографическую историю с ее подчас невербальными смыслами. Она явно захватывает зрителя своей эмоциональностью, профессионализмом, доступностью общего смысла и оригинальными сценами. Захватывает историей Анны, которая любила и погибла. При этом совершенно необязательно, чтобы ее фамилия была Каренина.