В Большом ответят за все

Елена ФЕДОРЕНКО

18.06.2015

На финише 239-го театрального сезона Большой театр по традиции объявил планы на предстоящий 240-й. Встреча привлекла внимание внушительного количества журналистов — жизнь главного театра страны всегда вызывала интерес, а после ряда скандалов он заметно усилился.

Помимо планов, собравшихся будоражили три вопроса. Первый: будет ли продлен контракт с художественным руководителем балета Сергеем Филиным, истекающий в начале 2016 года? Напомним, что менеджерский и руководящий опыт Сергей Юрьевич получил в команде Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, куда был приглашен тогдашним его гендиректором Владимиром Уриным. Позже Филин перешел в Большой, спешно оставив труппу Музтеатра, к тому же поставив коллег в непростое положение — взял и увел за собой ряд ведущих солистов. Едва ли Филин думал, что Урин пойдет на повышение и возглавит Большой, и что им придется сотрудничать вновь. 

Второй вопрос. Акулы пера жаждали узнать подробности о приглашении Большим театром на постановку режиссера Тимофея Кулябина — автора скандального «Тангейзера» в новосибирской Опере. Это только на первый взгляд кажется, что «тангейзергейт» поутих после увольнения директора театра Бориса Мездрича и изъятия спектакля из репертуара. Гнусная афиша с изображением Иисуса Христа в женском лоне, фигурировавшая в якобы актуальной постановке режиссера, нет-нет да выныривает в социальных сетях. Да стоит только любопытствующему кликнуть на опцию «картинки» того же Яндекса, как нате — вот он, живехонький след «тангейзергейта».     

Третий, и не менее острый, вопрос — из той же «оперы». Совсем скоро — под занавес сезона — Большой представляет премьеру балета питерского композитора Ильи Демуцкого «Герой нашего времени». Петербуржец печально известен опусом на основе последнего слова, произнесенного в суде участницей группы Pussy Riot Марией Алехиной, плясавшей, как известно, в Храме Христа Спасителя, — во-первых. Во-вторых, Демуцкий — автор оперы «Новый Иерусалим» — об охоте за педофилами с жестким самосудом в финале. Петербургская студия «Лендок» за день до премьеры «Нового Иерусалима» отказалась предоставить спектаклю свою сценическую площадку. В официальных комментариях PR-директора студии Юлии Кочетковой говорится: «Решение об отмене премьеры оперы «Новый Иерусалим» было принято после просмотра шокирующего промо-ролика. Мы вообще-то занимаемся искусством как созидательным направлением. И, может быть, эти всякие мейнстрим-экстримы, вещи вроде насилия и жестокости в искусстве и присутствуют. Но мы, например, такую позицию не разделяем. Кроме всего прочего, мы работаем с молодежью». Судя по объявленным планам, Большой театр тоже не прочь поработать с молодежью, но без экстрима обойтись не может, коль скоро открывает свои двери потенциально скандальным проектам. 

Выступавшие на пресс-конференции генеральный директор Большого театра Владимир Урин и музыкальный руководитель — главный дирижер Туган Сохиев явно предвидели, что неудобные вопросы так или иначе последуют. Потому и решили упредить атаки журналистов. На дискуссионном поле не оказалось Сергея Филина, чье участие в пресс-конференции было проанонсировано заранее. Филин срочно улетел в немецкий Ахен на очередную операцию. В начале 2013 года он стал жертвой преступного нападения, в результате чего получил серьезную травму глаз: планово лечится до сих пор, а в июне — срочно. 

Оперные планы представил Туган Сохиев. Откроется парад премьер в октябре спектаклем для детей: в Бетховенский зал поместят «Байки о лисе, утенке и Балде». Фактически это триптих: оперные сказки Сергея Прокофьева (вокальный цикл «Гадкий утенок»), Игоря Стравинского («Байка про лису, петуха, кота да барана») и московского композитора Александра Праведникова («Сказка о попе и работнике его Балде»). Спектакль предполагает интерактив с детьми и прочие сюрпризы для юной аудитории, забираемой театром под просветительскую опеку. Работа доверена режиссеру Дмитрию Белянушкину и дирижеру Антону Гришанину, их спектакль «История Кая и Герды» по партитуре Сергея Баневича пользуется большим успехом.

Тем же октябрем датируют премьеру на Исторической сцене проекта Владимира Федосеева, щедрого на приношения юбиляру нынешнего года — Петру Ильичу Чайковскому. По замыслу композитора, сюита из балета «Щелкунчик» и опера «Иоланта» слагаются в драматургию единого вечера, и маэстро готов замысел осуществить. Танцы в «Щелкунчике» не предусмотрены, а «Иоланту» поставит известный режиссер, но дебютант на оперной сцене Сергей Женовач, оформит спектакль постоянный его соавтор художник Александр Боровский. 

Завершит календарный год редко исполняемая барочная опера «Роделинда» Георга Фридриха Генделя — копродукция с Английской национальной оперой. Спектакль поставят на Новой сцене дирижер Кристофер Мулдс — мастер аутентичного стиля и ведущий британский режиссер Ричард Джонс.

«Катерина Измайлова» — поздняя версия оперы Дмитрия Шостаковича (именно ее хотел видеть на сцене сам композитор) — станет февральской премьерой. Ее тоже осуществит драматический режиссер — Римас Туминас. «Мы очень рады, что он согласился прийти в Большой театр, хотя и долго его уговаривали — он серьезно занят в Вахтанговском театре», — пояснил Сохиев, собирающийся встать за дирижерский пульт спектакля. Туминас приходит со своей командой — художником Адомасом Яцовскисом и хореографом Анжеликой Холиной.

Для тех, кто «любит погорячее», весной на афише появится сочинение Тимофея Кулябина — ему доверили оперу-буфф Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» и молодежную оперную команду Большого театра в придачу. Дирижировать позвали поляка Михала Клауза, учившегося в России. Маэстро Сохиев загодя отмел сомнения в правильности такого выбора: «Когда Тимофей получил «Золотую маску» в прошлом году, мы с Владимиром Георгиевичем, посмотрев его «Евгения Онегина», решили пригласить его на постановку... То, что случилось с «Тангейзером», — случилось потом». Даже исключая этическую составляющую, удивительна готовность руководства Большого разделить ответственность за результат вместе с непредсказуемым актуалистом Кулябиным — в сущности, оперным новичком. Поставить «Евгения Онегина» в драме — это одно, а комедию Доницетти в опере — совсем другое.

Завершит сезон «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза в постановке Петера Штайна, дирижер-постановщик — Туган Сохиев. Привлечение к оперной работе драматических режиссеров: Женовач–Туминас–Кулябин–Штайн выглядит ярко выраженной тенденцией, как нынешнего, так и будущего сезонов. Сохиев особо отмечает, что список современных оперных режиссеров начинается и заканчивается одним Дмитрием Черняковым. Сказать так — все равно что захлопнуть двери Большого перед режиссерами-профессионалами музыкального театра — Александром Тителем, Дмитрием Бертманом, Георгием Исаакяном, Юрием Александровым, Александром Петровым etc. И не заметить того, что и РАТИ, и Санкт-Петербургская академия театрального искусства продолжают выпускать способных молодых людей, изучивших азы музыкально-драматургического анализа и усвоивших специфику оперной режиссуры. Пока вместо них — «один Черняков» с капитальным возобновлением «Евгения Онегина» П.И. Чайковского — это в планах следующего сезона. 

Балетные премьеры представил Владимир Урин, предуведомив собрание, что решение о продлении-непродлении контракта с худруком балета Сергеем Филиным будет объявлено им до конца текущего сезона. «В связи с тем, что Сергей Юрьевич сейчас находится на лечении, обсуждение этого вопроса, мягко говоря, некорректно…» — закрыл острую тему гендиректор.

Балетных премьер в новостном листе Большого оказалось вдвое меньше, чем оперных. Первым делом на Историческую сцену перенесут и «отредактируют» бравурный московский «Дон Кихот» Людвига Минкуса (он, кстати, никогда не покидал афишу театра надолго) в новых декорациях выдающегося художника Валерия Левенталя, совсем недавно ушедшего из жизни. «Дон Кихот» оказался его последней работой. Постановку осуществит Алексей Фадеечев.

Весной труппа представит три одноактных балета. Все ставились ранее, и все — замечательны. В «Вечер современной хореографии» войдут «Вариации на темы Франка Бриджа» на музыку Бриттена в хореографии Ханса ван Манена, «Совсем недолго вместе» Макса Рихтера от Пола Лайтфута и Соль Леон и «Симфония псалмов» Иржи Килиана, уже идущая на сцене Большого. Прорыв современной хореографии на Историческую сцену трудно не поддержать. 

Через год, в конце июня, на Новой сцене представят мировую премьеру полнометражного балета Ханса Хензе «Ундина» в постановке хореографа Вячеслава Самодурова. О нем, худруке Екатеринбургского балета, сейчас много говорят, и он неустанно собирает театральные призы и премии. Настораживает только, что первые работы Самодурова были много любопытнее последующих. Так что «Ундина» — настоящий «кот в мешке». 

На вопрос «Культуры» о приглашении Кулябина и Демуцкого Владимир Урин ответил: «Естественно, я эту ситуацию учитываю. Надо честно относиться к делу, считаешь так — делаешь, дальше внимательно смотришь: ошибся ты или нет? Я не исключаю, что в каких-то решениях мы можем ошибиться — мы живые люди. Тогда будем нести ответственность за ошибки. Я не боюсь этой ответственности».

На следующий сезон выпало зашкаливающее количество юбилейных дат. Несколько больших концертов театр посвятит столетию со дня рождения Георгия Свиридова. В программе на Исторической сцене примут участие симфонический оркестр, хор и солисты ГАБТа, дирижировать будет Александр Ведерников.

Отметят век со дня рождения Софьи Головкиной, много лет возглавлявшей Московскую академию хореографии. 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой посвятят программу, составленную при жизни самой балериной. Концерт памяти одноклассницы Плисецкой Раисы Стручковой Большой подготовит совместно с Тбилисским театром оперы и балета имени З. Палиашвили, которым руководит любимая ученица Раисы Степановны Нина Ананиашвили. 

Весной театр поздравит с 85-летием маэстро Геннадия Рождественского — программу вечера на Исторической сцене составит сам юбиляр. Известно, что к этой дате Джон Ноймайер поставит балет «Времена года» (на музыку Александра Глазунова), и станцуют его учащиеся Московской академии хореографии.

К 60-летию композитора Леонида Десятникова театр выпустит аудиозапись оперы «Дети Розенталя» и восстановит балет «Русские сезоны» в хореографии Алексея Ратманского. Светлана Захарова представит монографический вечер из трех премьер: одноактные балеты для московской примы подготовят Юрий Посохов, Патрик де Бана и Маргарита Донлон.

Большой театр совместно с Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко с сентября по ноябрь проведет очередной Международный фестиваль современного танца DanceInversion.

С воодушевлением приняли журналисты слова гендиректора о его желании вернуть в труппу Наталью Осипову, работающую сейчас в Королевском балете Лондона. Из дальних планов: в сезоне 2016/17 новый балет для Большого сочинит Джон Ноймайер, и тогда же будут праздновать 90-летие Юрия Григоровича.