Мы из прошлого

Юлия ГОНЧАРОВА

28.11.2013

Сказки на ночь, бодрые ритмы стихов с утра, попытки самостоятельного чтения по слогам — все мое детство прошло в окружении замечательных книжек. Интересно, а чем потчуют нынешних малышей? Выяснять это я отправилась в книжный.

Еще в метро приметила мальчишку лет десяти, в руках смартфон. Решила подсмотреть, что читает — оказалось, бездумно лопает цветные шарики. Парнишка чуть постарше штудирует учебник английского. Еще двое подростков уткнулись в газеты. И лишь один, как в старые добрые времена, упивается Ремарком.  

Перед книжным, на развале — собрания сочинений классиков. За ними наши родители отстаивали ночи напролет, записывая номерки на руке. Многие собирали макулатуру, чтобы обменять ее на книги. А теперь это богатство никому не нужно, мокнет под ноябрьским дождем. Магазины забиты литературой на любой вкус. 

Подхожу к отделу «стихи для самых маленьких». Дежавю. На книжных полках — без перемен: Корней Чуковский, Сергей Михалков, Самуил Маршак, Агния Барто, Владимир Маяковский, Борис Заходер. Знакомые все строчки...

— Читаю своим те же сказки и стихи, на которых сама выросла, — признается покупательница Оксана, мама двоих детей. — Только вот проблема, современным малышам непонятно, что такое: «постовой, верста, каланча» и так далее. Помогают картинки.

— А мне про танки нравится, — влезает в разговор старший ребенок Руслан, и тащит китайское произведение — журнал, где практически нет текста, зато есть кривенькая пластмассовая игрушка.

Продолжаю исследовать малышовую полку. Яркое издание на восьми картонных страницах «Баю-бай, котенок» отпечатано в Китае. Такие же стихи предлагаются про слоненка, медвежонка, лягушонка. Стоит такая книжонка 450 рублей. Ни смысла в этих стихах, ни души. Вот то ли дело «Айболит» на соседней полке, он хоть зверюшек лечит. Но почему-то и он произведен в КНР. А стоит всего на 15 рублей дороже, чем стихи неизвестного автора про котят и слонят. Интересно, не нарушают ли китайские издатели авторские права потомков Чуковского? 

На полке прозы картина примерно такая же — возвращение в прошлое: Носов, Берестов, Джанни Родари, Сутеев, Бианки... Из того, что в детстве я не успела прочесть — Льюис Клайв Стейплз с «Хрониками Нарнии» да Джоан Роулинг с «Гарри Поттером».

Беру «Лучшую книгу для чтения от 1 года до 3 лет» — это такое название, как говорится, без ложной скромности. Читаю аннотацию: «Перед вами замечательная книга, в которую вошли лучшие произведения из сокровищницы детской классики: народные потешки, колыбельные песенки, стихи и рассказы самых известных писателей, самые любимые сказки. Несомненно, вы в детстве читали их и до сих пор хорошо помните, а теперь прочитаете своим детям и внукам». Хороший подбор авторов, отличные иллюстрации. Только все это мне в глубоком детстве читали родители, знакомые с Барто, Чуковским и Кудашевой еще со времен своего детства. 

На витрине под броской надписью «хит продаж» — Андрей Усачев с историей про умную собачку Соню. Славная история, только написана в 1996 году... 

На книжном фронте — без перемен.


Кто в писатели пошел

Можно долго говорить об отсутствии новых литературных имен, но откуда бы им взяться? Сегодняшний автор может считать огромным везением, если его книжку напечатают тиражом в тысячу экземпляров. Но, увы, денег и славы это не принесет. О своих проблемах «Культуре» рассказали современные детские писатели, еще не ставшие классиками.

Анастасия ОРЛОВА, поэтесса. Живет в Ярославле. В 2010 году награждена стипендией Министерства культуры РФ. Лауреат Всероссийской премии имени Антона Дельвига в номинации  «Литрезерв» 2013 года за книгу «Яблочки-пятки».

— Я начала писать еще ребенком, первые стихи появились в журнале «Трамвай», а потом бросила. Вновь начала писать, когда родились дети. Поняла, что хочу творить для них. Конечно, литературная работа — не основное в моей жизни. Но у меня уже вышли три толстенькие книжки. Пробиться писателям из регионов не просто, но благодаря победе во всероссийском конкурсе, у меня появился свой издатель. 

Ирина ПАВЛОВА (Лисова), детский писатель. Живет в Петергофе, работает учительницей младших классов. Писать детские рассказы начала для своих учеников, поняв, что детям интереснее читать о своих сверстниках, об их сегодняшних проблемах.

— Педагог начальной школы сам может выбрать программу обучения и те книжки, которые прочтут дети. В них не должно быть скуки и нравоучений, пошлости, сюсюканья. И особенно — не должно быть фальши, это дети чувствуют хорошо. У нас есть современная детская литература. Хорошая. Но она оседает где-то в столицах и до регионов практически не доходит. Мне повезло поучаствовать в программе «Молодые писатели России». Появилась возможность себя показать и собратьев по перу посмотреть.

Юрий НЕЧИПОРЕНКО, прозаик. Печатается с 1988 года. Опубликовал более сотни рассказов, три повести, роман. По специальности биофизик, доктор физико-математических наук. 

— На мой взгляд, у нас много талантливых поэтов и писателей. Другое дело, что их произведения не известны широкому кругу читателей. Вместо трех-четырех крупных детских издательств, как это было раньше, у нас появилось много мелких. Они издают книжки небольшими тиражами — две-три тысячи уже хорошо. Поскольку это не распиаренные авторы, то большими тиражами их издавать невыгодно. Бизнес этот по сути убыточный и для издателей, и для авторов. У нас нет отлаженного рынка, нет литературных критиков, которым бы верили читатели. Я работаю в Институте молекулярной биологии, плюс преподаю в МГУ. В финансовом отношении писательский труд для меня — это подспорье. При том, что мне повезло, и я получил за книги в этом году две премии. Но детские писатели не могут прожить на свои гонорары.