Ролевые игры

Елена СЕРОВА

15.11.2013

Времена, когда распределение гендерных ролей в семье и обществе четко регламентировалось, давно и, похоже, безвозвратно прошли. Жизнь изменилась, и реальность больше не укладывается в прокрустово ложе освященных веками традиций. Мужчины и женщины прямо на глазах меняются социальными ролями. К чему это приводит, размышляет Ольга ТИХОМАНДРИЦКАЯ, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГУ. 

культура: Во второй половине прошлого века отечественный кинематограф зафиксировал важную тенденцию: появились социально реализованные, сильные женщины, которым трудно создать семью.
Тихомандрицкая: После войны, когда многие мужчины не вернулись с фронта, женщинам пришлось взять бразды правления в свои руки. Создать семью тогда было трудно не только сильным женщинам.

культура: Интеллектуальный слесарь Гоша из фильма «Москва слезам не верит» сразу расставил точки над i, заявив, что решения в семье будет принимать он — по праву мужчины… Думаете, Катя Тихомирова сможет с этим смириться?
Тихомандрицкая: Она так настрадалась от одиночества, что, наверное, сможет. Да и Гоша не простой слесарь, человек вполне реализованный.

культура: Но социально успешным его не назовешь…
Тихомандрицкая: Что считать успехом? Статус, деньги? Гоша этим не обладает, но у него есть гораздо больше — личностные качества, которые делают его настоящим мужчиной... Современной женщине одинаково нужны и социальная реализация, и семья. Если женщина сделает выбор в пользу карьеры и останется одна,  у нее начнет срабатывать защитный психологический механизм, и она будет оправдывать себя тем, что не встретила равного мужчину. 

культура: Если Калугина из «Служебного романа» уйдет в декрет, то жить они будут на скромную зарплату мямли Новосельцева? 
Тихомандрицкая: Финансовая составляющая действительно мешает многим нашим женщинам оставаться лишь хранительницами очага. Особенно остро это проявилось в начале перестройки, когда из-за упадка экономики стало сокращаться производство. Вот тогда и возникла идея вернуть женщин к очагу, а рабочие места оставить мужчинам. Но, к  сожалению, на одну зарплату мужа прокормить семью не удавалось. Женщины, потерявшие работу в НИИ, на госслужбе, на производстве, были вынуждены осваивать мелкий и средний бизнес. Им пришлось стать добытчицами. Мужчины проиграли им в этой необъявленной конкурентной борьбе.

культура: Почему?
Тихомандрицкая: Все чаще возникают проблемы, которые не решить напролом. Женщине легче — через мягкость и даже какую-то хитрость — управлять ситуацией и людьми.

культура: Сможет ли существовать семья, где женщина зарабатывает больше мужчины?
Тихомандрицкая: Сможет, и такие семьи уже существуют. Но для любого мужчины это серьезный удар по самооценке. Опосредованно пострадает и женщина.

культура: По данным ООН, Россия впереди планеты всей по количеству разводов: разваливается каждый второй брак. Причина названа такая: нашим женщинам приходится зарабатывать и одновременно почти в одиночку тянуть домашнее хозяйство вместе с заботой о детях.
Тихомандрицкая:  Да, это ролевой конфликт работающей женщины, которая должна быть едина во всех лицах. Женщина разрывается. В целях самосохранения организм требует выйти из этого конфликта, сбросить балласт. Приходится делать выбор. И женщина начинает освобождаться от чего-то наименее значимого. От детей не освободишься, от работы тоже. Для большинства балластом оказывается муж. Особенно, если за несколько лет накопились проблемы. Если муж не соответствует ожиданиям, представлениям. Если лежит на диване, вместо того чтобы помогать по дому и с детьми.

культура: Но ведь в более удачный брак вступить сложно: возраст, дети, дефицит мужчин как таковых. Значит, опять-таки одиночество? А что будет с пресловутым «балластом»?
Тихомандрицкая: Мужчины не пропадут. Найдут других женщин, возможно, попроще… Но все равно пристроятся.

культура: В нашей стране домохозяек гораздо меньше, чем работающих женщин, однако некоторые мужчины до сих пор считают, что домашние обязанности — удел слабого пола.
Тихомандрицкая: Есть такие термины — традиционная и эгалитарная семья. В традиционной — муж добытчик финансового ресурса, жена — хранительница очага. В эгалитарной нет жесткого распределения обязанностей. Еще в середине прошлого века было немыслимо, чтобы муж мыл посуду, протирал пол, покупал продукты, гулял с младенцем. А сейчас это вполне обычное дело.

культура: В семье главный — тот, кто больше зарабатывает?
Тихомандрицкая: Вы имеете в виду доминирование? Оно определяется двумя факторами. Первый — кто владеет ресурсом. Второй — кто принимает решения. Это не одно и то же. Порой бывает, что ресурсом обладает мужчина, а решения принимает женщина: куда поехать в отпуск, какие шторы купить, в какую школу отдать ребенка. А теперь еще и зарабатывает женщина наравне с мужчиной или даже больше. Но подлинно умные жены не показывают мужу, что они главные.

культура: Жены олигархов обычно не работают. Но проблем в их семьях не меньше.
Тихомандрицкая:  Сама я лично с олигархами, как и с их женами, не знакома, ситуацию знаю из СМИ. Картина вырисовывается такая: жены богатых и статусных мужчин обычно не имеют права голоса, не имеют права выбора, но они мирятся с этим, потому что слишком боятся потерять свое положение.

культура: Каковы перспективы брака между социально успешными и статусными людьми? 
Тихомандрицкая: Конечно, такие мужчина и женщина вполне могут создать семью, если у них возникнет сильная, страстная любовь. А сохранить эту семью помогут общие интересы и чувство такта женщины, которая, как я уже говорила, будет делать вид, что мужчина — главный.

культура: Какие именно интересы?
Тихомандрицкая: Общие дети. Или общий бизнес.

культура: Социально успешный мужчина предпочтет женщину-куклу или успешную умницу?
Тихомандрицкая: Большинство предпочитает кукол. Им нужна женщина-украшение, чтобы слушалась. Но, конечно, многое зависит от интеллекта мужчины. Если он умный, то ему важно, чтобы с женщиной было интересно общаться. И только очень сильному и умному мужчине нужна женщина, равная по уму, силе характера и интеллекту.

культура: Где же такие водятся?
Тихомандрицкая: Огромная проблема современных женщин состоит в том, что даже самые сильные из них хотят найти мужчину сильнее себя. Слабых они будут презирать. А мужчин сильнее, чем иные нынешние женщины, просто еще не сделали...


Говорят мужчины

Моя жена — успешная бизнесвумен. Еще студенткой она приехала на практику из Москвы в наш небольшой городок. Закрутился роман. Следующим летом она приехала снова. Мы поженились, я переехал к ней в столицу. Она всегда была успешнее меня. Не скрою, смириться с этим нелегко. Все мои «ужимки и прыжки», все мои попытки заработать хотя бы вровень с ней вечно оканчивались неудачей. Да, я ей изменяю, увы. Это повышает мою самооценку. Жена ни о чем не догадывается. Недавно она с сарказмом сказала: «В нашем с тобой возрасте все мужики побросали своих первых жен и живут с молодыми. Ты что, не смог никого найти?» Было обидно, но я сдержался. А что я ей скажу? Что могу уйти в любую минуту? Но не хочу. Потому что у нас с женой двое детей, четверо внуков. Мы вместе собираемся в выходные на даче, вместе — большой тусовкой — ездим отдыхать на море. Я не хочу это терять. А молодых одиноких женщин на одну ночь у меня достаточно.

Валерий С., 58 лет, преподаватель в гуманитарном вузе


Я был женат трижды. Первый раз официально, потом — гражданским браком. Есть взрослая дочь от первого брака и внук. У первой жены был тяжелый и вздорный характер, я устал от вечных перемен в ее настроении, от ее стервозности, эгоизма и склочности. Ушел в никуда. Снимал жилье, потом сумел заработать на покупку квартиры. Забрал к себе дочь. Второй и третий брак распались уже по моей вине. Почему-то вдруг исчезали чувства, а сохранять отношения «привычки ради» я не готов. В третьем браке жена была на 18 лет моложе меня, мы 13 лет прожили вместе в ее уютной квартире. И вдруг я понял, что больше не люблю эту женщину. Что-то ушло. Вернулся в свою квартиру к дочери и внуку. Умные книги, хорошие фильмы, классическая музыка, общение с ребенком — вот то, что радует меня теперь гораздо больше, чем женщины.

Олег М., редактор сайта крупного госучреждения, 60 лет


Мы с женой уже тридцать лет вместе. Поженились студентами. Чтобы содержать семью, я учился и работал. Когда родились две дочери, ночами еще и вагоны разгружал, чтобы три моих девочки ни в чем не нуждались. Сделал карьеру. Жена тоже работала, но содержал семью именно я. Глава семьи (то есть тот, кто принимает решения и отвечает за них) — опять-таки я. Сейчас дочери замужем, живут отдельно от нас, но денег молодым почему-то не хватает. Я запрещаю жене помогать им финансово: молодые парни, наши зятья, должны сами научиться содержать своих жен и детей. Пусть крутятся, как крутился когда-то я.

Олег Ф., генеральный директор фирмы, 52 года


Говорят женщины

Мы вместе учились в школе, он красиво ухаживал, дарил цветы, мелом писал на асфальте под моими окнами слова о любви. После окончания вуза мы поженились. Когда нашему старшему сыну исполнилось два года, а я была беременна вторым сыном, он сообщил, что полюбил другую женщину. И ушел к ней. В той семье у него тоже родилось два сына. Но через 15 лет он ушел и оттуда. А я… долго терзалась, мучилась, хотела его вернуть. Потом вышла замуж второй раз, за нелюбимого, но надежного человека, который помог мне вырастить моих детей. С годами я по-настоящему полюбила его. Глава семьи у нас — муж. К сожалению, иногда случаются ссоры на ровном месте, а порой муж злоупотребляет алкоголем. Но в целом я довольна вторым браком, ведь сегодня так много одиноких женщин.

Людмила М., юрист, 50 лет


У меня за плечами два брака, один официальный, второй гражданский. Детей нет. Оба моих мужа были чудесными, умными людьми, я им благодарна за все. От первого мужа я ушла сама, потому что полюбила другого. Но расстались мы, как интеллигентные люди, без скандалов и выяснения отношений. Со вторым прожили десять лет, все эти годы я строила шикарную дачу, мечтала, как мы чудесно будем проводить там время в старости. И вдруг муж сообщил, что больше не хочет жить со мной вместе. Он ушел не к другой женщине, он просто ушел. Моя мечта — идеальная дача — стала мне не нужна, я продала ее и полгода путешествовала на эти деньги по всему миру — залечивала раны. Я надеюсь, что еще встречу своего мужчину, такого же умного и интересного, как первых два. И на этот раз мы уже не расстанемся.

Екатерина С., сценарист, 43 года


Раньше я думала, что у других детей хорошие семьи, и только мои родители постоянно скандалят. Недавно они расстались окончательно. Я очень переживала. Но потом поняла, что хороших семей не бывает, а если и встречаются, то это большая редкость. Родители всех моих друзей или в разводе, или постоянно выясняют отношения. У кого-то отец пьет, у кого-то мать гуляет, а бывает и наоборот. В моей семье мама была «главой» и все на себе тащила, а папа был вечным ребенком. Мама пилила его, а папа затыкал уши и говорил «бла-бла-бла». Я не хочу жить так скучно, как моя мама. Я не хочу выходить замуж. А если и выйду, то лучше буду такой, как мой папа.

Маша Д., 17 лет