Российский книжный рынок: когда цифра съест бумагу?

Дарья ЕФРЕМОВА

07.02.2020

Как изменилась структура чтения за последние десять лет и какой будет «омниоканальная» индустрия 2030-х рассказали в Российской государственной библиотеке.

В дискуссии «Книжный рынок: вызовы нового десятилетия» приняли участие  генеральный директор РГБ Вадим Дуда, президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, основатель и владелец сети магазинов книг и подарков «Республика» Вадим Дымов, генеральный директор группы компаний «ЛитРес» Сергей Анурьев. 

До недавних пор книгоиздательские диспуты вращались вокруг бумажной книги, которая вот-вот исчезнет как вид, или, может быть, как в антиутопии Владимира Сорокина «Манарага», станет топливом для приготовления пищи в элитных ресторанах. Здорово же, куриные шашлычки на Бабеле или «рыба с привкусом безумия» на прижизненном издании романа «Идиот». В качестве дополнительной ложки дегтя обсуждалась судьба библиотек, которым, во избежание полного исчезновения, надлежало трансформироваться в досуговые центры (с квестами и детскими праздниками) или превратиться в более актуальные, с учетом ростом числа самозанятых, коворкинги. 

Недавняя конференция расставила новые акценты: пока мы плакали над бумагой, вездесущая «цифра» бросила вызов уже не бумаге, а самим издательским концернам. Главный тренд минувшего десятилетия — появление гигантских самиздат-платформ, таких как Amazon, Wattpad, China Literature, совершил переворот: автор, отказывающийся от предложения «Эксмо» или «Редакции Елены Шубиной», уже не утопичен.  За 2017 год общий доход Amazon превысил 160 млрд долларов, в то время как общий доход от мирового книгоиздания составил только 140 млрд.  

— Изменения, произошедшие за последнее десятилетие, приходится назвать революционными, затронувшими всех издателей, — отмечает президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. — Главной тенденцией стала тотальная диджитализация, она потребовала пересмотра основ взаимодействия издателя, писателя и читателя и породила новые формы восприятия литературы: такие как аудиоформат, чтение на электронном носителе, знакомство с произведениями через экранизации, участие читателя в создании книги. Все эти события молниеносны: если переход от твердого переплета к мягкому занял около 500 лет, от мягкого переплета к электронной книге — 50 лет, то от электронной книги к аудиоформату — пять лет.

Среди главных книг ушедшего десятилетия, выпущенных холдингом, издатель назвал «451 градус по Фаренгейту». 

— Рэй Брэдбери всерьез опасался, что бумажные книги утратят свое значение и перестанут быть объектом культурной ценности, — продолжает Олег Новиков. — К счастью, будущее наступило, и они по-прежнему востребованы читателями, как и литература в целом.

О непреходящей ценности бумаги говорил и основатель сети магазинов «Республика» Вадим Дымов:

— Бумажная книга по-прежнему популярна, но за минувшее десятилетие изменились потребительские ожидания: сегодня как никогда важны качество, дизайн, подача.

Эта тенденция позволила спикеру прогнозировать и изменение формата офлайн-розницы. 

— Сформировался запрос на комплексные продажи и крафтовые магазины. Они будут предлагать новые форматы взаимодействия с публикой, станут социокультурным пространством, читательским клубом.

Цифры:
Эксперты отметили рост книжного рынка: на уровне 1–2 процентов в год. В финансовых показателях это 86 млрд рублей в 2019-м и 92 млрд рублей в 2020 году. Основными драйверами стали интернет-продажи и нон-фикшн. Динамика отмечается в сегменте электронных и аудиокниг — 30 процентов по отношению к прошлому году. Определяющими тенденциями прошедшего десятилетия стал взрыв интереса к нон-фикшн-литературе, коррелирующий с общим запросом на познание во всем мире — как с точки зрения спроса, так и с точки зрения предложения. 

О возрастающей популярности электронных книг и аудиоизданий рассказал генеральный директор группы компаний «ЛитРес» Сергей Анурьев:

— Благодаря появлению большого числа мобильных приложений, объем рынка вырос более чем в сто раз. А, например, в 2010 году таких инструментов у пользователя не было совсем. При этом в 2008–2010 годах формат аудиокниги пережил «клиническую смерть»: тогда такие книги продавались на дисках, и в какой-то момент магазины перестали их покупать, а студии — издавать. К счастью, в 2012 году рынок стал расти, и формат аудиокниги не просто возродился, но и стал одним из самых востребованных — позволяет вовлекать в чтение в широком смысле слова нечитающую аудиторию, предлагая ей альтернативу прослушиванию музыки или просмотру видео.

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров объяснил значение термина «омниоканальность»:

— Это интеграция нескольких каналов коммуникации в единую систему. Мы видим это на примере электронных книг: наши исследования показывают, что электронный формат не убивает бумагу, как это предсказывалось, — пояснил он.

Также эксперты сделали прогнозы на ближайшее десятилетие. К числу новых форматов отнесли активно развивающиеся подкасты, сериалы, книги-чаты. Их число будет расти. Кроме того, распространение диджитал-технологий позволит детальнее изучить запросы читателя: уже сейчас несложно проследить, на каком месте остановился читатель в чтении или прослушивании книги, а завтра можно будет  проанализировать и эмоции читающих. Этим, по мнению аналитиков «Эксмо-АСТ», грех не воспользоваться издателям: «Писатели начнут переписывать книги после пилотных продаж, а «легкая» литература будет генерироваться по заданным пользователем параметрам — главный герой, место действия, жанр».

Цифры:
За последние три месяца ушедшего года, согласно данным опроса ВЦИОМ, россияне прочли в среднем по пять книг. Больше читает старшее поколение: люди в возрасте 60 лет и старше прочли за этот период порядка семи книг, граждане в возрасте 25– 34 года — только по четыре книги.