На паровозе музыка играет

Иван РЫБИН

01.11.2018

Старинные машины возвращаются в строй. Локомотив «Сормовский усиленный» стал украшением маршрута № 6697 Бологое — Осташков. Поезд отбывает каждую субботу в 9.25 утра, и у туристов появится уникальная возможность познакомиться с техникой 40-х годов прошлого века. Корреспондент «Культуры» выяснил, как возрождение традиции в данном случае успешно соседствует с инновациями.

Обещанного три года ждут — старое правило сработало с удивительной точностью. Решение о старте паровозного сообщения было принято еще в 2015-м, «Культура» писала об этом в материале «Конца и края нет». И вот поезд, наконец, поехал.

Предварила пуск встреча Владимира Путина с губернатором Тверской области Игорем Руденей. Руководитель региона доложил президенту о проекте строительства Западного моста через реку Волгу в Твери, участии Тверской области в федеральном приоритетном проекте по сохранению экологии Волги, а также об участии Торжка и Вышнего Волочка в федеральной программе по сохранению культурного наследия. После этого Путин посетил мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь.

Ранее в своем послании участникам Форума малых городов и исторических поселений в Коломне глава государства отметил: «В повестке вашей встречи серьезные, востребованные временем вопросы, связанные с совершенствованием инфраструктуры, обеспечением высоких стандартов качества жизни людей с поиском новых подходов к динамичному развитию малых городов и исторических поселений, с сохранением культурного, духовного наследия и самобытного, неповторимого колорита».

По старинным улочкам, по водной глади

Тверская область благодаря своему географическому положению имеет огромный туристический потенциал, и возобновленный маршрут — хорошее подспорье для того, чтобы сделать эту отрасль важной частью доходов. Достопримечательности тут, без преувеличения, всероссийского значения. На первом месте, естественно, исток Волги — в прошлом году к нему наконец-то сделали нормальную дорогу, ранее разбитый асфальт вызывал много нареканий, даже туристические автобусы порой отказывались ехать.  

Увидеть озеро Селигер — дорогого стоит, а в монастырь Нилова пустынь едут не только верующие, но и любители истории. Грандиозные здания, храмовый ансамбль выглядит величественно и торжественно. Одна из русских святынь всегда привлекала к себе внимание, но проблемы с доступностью долгое время мешали сделать из Ниловой пустыни туристическую жемчужину. В самом городе Осташков стоит прогуляться по старинным улочкам, центр очень компактный и очень живописный. Также гостям нравятся водные экскурсии по озеру.

Хватает и наземных маршрутов. По пути к истокам Волги дорога проходит через уникальное место — мыс, где стоят деревни Большое Ронское и Малое Ронское. Здесь находится много сооружений времен Великой Отечественной войны, второго такого места, наверное, нет нигде в России.

Некоторые огневые точки стоят на частных участках, и местные жители сохраняют объекты в целости как памятники истории. Так, около артиллерийского дота под 76-мм орудие устроен своеобразный небольшой мемориал, лежат цветы.

«Сейчас проводится много экскурсий, и это очень радует, — отметил экскурсовод Михаил Васин. — Уникальных объектов тут масса, туристам больше всего нравится в том числе «падающий дот» в Ивановой Горе. Смотрится он действительно фантастически. Не доезжая до деревни Хитино, тоже можно увидеть исторические объекты времен Второй мировой. Кстати, Нилова пустынь в годы войны была превращена в неприступную крепость, прямо как в древности, когда монастыри были и военными объектами».

Иными словами, ехать на один день смысла нет — в Осташкове нужно ночевать. Здесь около десятка гостиниц на любой вкус и кошелек. Одна из них носит смешное название «Веселый бобер».

Как рассказал «Культуре» историк и экскурсовод Владимир Воложарский, много лет занимающийся проблемами регионального туризма в Тверской области и Подмосковье, «ключевая проблема пока состоит в том, что недостаточно развита инфраструктура».

«Люди, конечно, хотят комфорта: хорошо поесть, быстро и удобно добраться, и Тверская область в этом смысле не везде выглядит привлекательной, просто ухоженной. Но работа ведется: ремонтируются дороги, обновляются гостиницы, появляются хорошие кафе: прогресс действительно заметен. Тверь стала гораздо уютнее. Но невозможно решить одну задачу — инфраструктурную — без решения второй — собственно исторической: поэтому новые маршруты, те же старинные поезда, обновление информации о тех местах, куда и так ездят люди — очень важно».

Исторический тур начнется до того, как вы прибудете в город. По пути состав на полчаса останавливается на станции Куженкино, где сохранился красивый дореволюционный вокзал. Там теперь музей, посвященный железным дорогам. Кстати, эта линия специальным распоряжением РЖД объявлена «заповедной».

«Старинная станция Куженкино появилась на туристических картах не только нашей области, но и России в целом. Именно как исторический объект. С точки зрения транспортной доступности, конечно, паровозный маршрут стал неплохим подспорьем, но сегодня у людей много машин, просто так на поездах ездят редко. А вот совмещение доставки отдыхающих с познавательной частью — это очень интересно и перспективно», — уверен министр туризма Тверской области Иван Егоров.

Да и паровоз «Сормовский усиленный» — уникальный памятник техники. Таких пассажирских локомотивов практически не сохранилось, в особенности на ходу. И проводницы здесь — в униформе образца 1943 года. Соответствующих вагонов пока нет, но их появление уже значится в планах.

«Отсутствие старинных вагонов — общемировая проблема. До 40-х годов ХХ века все они были полностью деревянными, поэтому до наших дней сохранились немногие — сгорели, сгнили, разобраны на дрова. Более того, технологии производства за последние полвека во многом утеряны, — отмечает инструктор московской детской железной дороги, член совета ВОЛЖД Олег Сергеев. — К счастью, недавно в Санкт-Петербурге заработал первый в стране вагонный реставрационный цех, так что осталось лишь подождать».

К тому же цель проекта Бологое — Осташков — не просто пустить по рельсам раритеты. Компания «Российские железные дороги» совместно с ВОЛЖД реализует комплексную производственную историко-культурную программу, у которой несколько целей. Это и приобщение людей к нашему наследию, и повышение уровня технических знаний.

В столице на станции «Подмосковная» посетителей тоже катают на паровозе. Своеобразный комплекс: и музей, и аттракцион, и просветительский центр. Только тут всё масштабнее — сотни километров дорог, пути, мосты, вокзалы…

Раритетной техники XX века осталось не так много. В начале 1990-х армия полностью отказалась от паровозов, стратегические запасы которых стояли на консервации на случай войны. И замечательные красивые машины, в том числе уникальные, штучные, стали резать на металл и отправлять за границу. Целые эшелоны паровозов с армейских баз запаса уходили на переплавку в Китай и Турцию. Этот процесс удалось остановить лишь в конце 90-х, когда энтузиасты достучались до замглавы МПС Валентина Гапановича. Наиболее ценные образцы стали тормозить на границе. Впрочем, спасти успели немногое.

Проданные за бесценок в конце 90-х локомотивы могли бы и сегодня приносить ощутимую пользу. Организаторы маршрута Бологое — Осташков посчитали: эксплуатация паровоза выходит намного дешевле, нежели затраты на горючее для тепловоза, его ремонт и обслуживание. Бесспорно, большегрузные составы старинными локомотивами таскать экономически нецелесообразно, а вот небольшие, пассажирские — выгодно.

По всему свету

Технический прогресс иногда возвращается к прежним идеям, но уже на новом уровне. Паровозы рано отправлять на свалку истории, тем более что запасы угля на планете колоссальны. По данным Statistical Review of World Energy, они составляют около триллиона тонн, и это только разведанные месторождения. Для сравнения: нефтяные месторождения содержат всего около 300 миллиардов тонн жидких углеводородов.

«Будущее — за углем» — именно под этим девизом правительство Великобритании начало реализацию проекта паровоза XXI века. В 2008-м локомотив A1 60163 Tornado встал в строй. Машина эксплуатируется и по сей день, на ней продолжают отрабатывать современные технологии, прежде всего по повышению КПД.

Это действительно больное место всех паровозов: менее одной десятой энергии идет на движение — в среднем КПД не превышает 8 процентов. Но есть возможность повысить его в разы. Например, технология сжигания угольной пыли в вихревой топке отличается экономичностью и экологичностью.

Британский состав во главе с Tornado очень популярен у туристов, хотя это обычный поезд пригородного сообщения. Тем не менее в числе некоторых экскурсий по Лондону значится и этот пункт, англичане умеют совмещать разные полезные направления, нам есть чему у них поучиться.

Консервативные европейцы уделяют много внимания экологии и эксплуатируют традиционные паровозы. В Германии их сотни, хотя лишь на узкоколейках. На «больших» дорогах, на подъездных путях предприятий можно встретить только так называемые бестопочные локомотивы. Котел превращают в огромный термос, накачивают его паром под большим давлением. Подчас это переделанные серийные машины, но им сохранили первозданный внешний вид. Смотрятся они отлично, не дымят.

«Не стоит предаваться унынию, за последний десяток лет мы вышли на мировой уровень в деле популяризации истории российских железных дорог. И открытие регулярного маршрута Бологое — Осташков — важная веха на этом пути развития», — подчеркнул Алексей Вульфов.

До недавнего времени мы только теряли — старая техника и, главное, старые кадры уходили, но сейчас в Курской дорожно-технической школе молодежь обучают профессии машиниста, направление считается перспективным и популярным. Кстати, число паровозных маршрутов в ближайшие годы будет расти. 23 ноября 2012 года было подписано распоряжение  № 2380Р «О сохранении и восстановлении работоспособности паровозного парка «Российских железных дорог».

Частная инициатива тоже есть. Музей «Кукушка» в Переславле-Залесском успешно конкурирует с ботиком Петра I. Экскурсий по озеру на реплике корабля царя-реформатора почему-то никто не догадался организовать, но в музее узкоколейной железной дороги можно покататься на дрезине, причем совершенно бесплатно. Только качай рукоятку — нехитрая техника поедет. Туристы в восторге, а местные власти чем могут помогают музею.

Атомовозы грядущего

Возможно, парк российской техники пополнится воплощением одной ценной идеи прошлого века. Речь идет об атомном паровозе, проект всерьез разрабатывали. В 1985-м машина уже была в чертежах, ее спроектировал Коломенский тепловозостроительный завод. Три секции, компактный 60-мегаваттный реактор в центральной, по бокам две стандартные экипажные части тепловоза 2ТЭ116. Простой, надежный и проверенный годами агрегат.

Несмотря на футуристическое название, все просто. Вместо угля или дров воду в пар превращает атомная топка, воздух крутит турбины, генератор вырабатывает ток, электромоторы вращают колеса. Впрочем, рассматривался и более простой, «классический» вариант с приводом посредством кривошипно-шатунного механизма. Но испытания так и не начались. Михаил Горбачев убил программу создания атомовоза, который мог бы значительно улучшить ситуацию с грузоперевозками, в особенности в Сибири.

В 2011-м Росатом и РЖД объявили, что работы по «атомному поезду» ведутся. «Состав, включающий реактор на быстрых нейтронах, может быть реализован как транспортный элемент», — заявил тогда вице-президент компании «Российские железные дороги» Валентин Гапанович. Однако с тех пор новой информации не появилось.

Пока же в строй будут возвращать старинные машины.

«У РЖД есть идея открыть подобное регулярное сообщение на Свердловской и Северокавказской железных дорогах, но это только ближайшие планы, — отмечает Алексей Вульфов. — Паровозы собираются вновь вводить в эксплуатацию, в ряде случаев это экономически целесообразно. Хотя историческую и культурную составляющую не оценить ни в каких деньгах».

Как раз в эти дни осуществляется еще один масштабный проект, который энтузиасты железнодорожного транспорта считают столь же значимым для развития туризма, культуры и исторической науки, как и маршрут Бологое — Осташков: люксовый ретропоезд «Золотой орел», который тащит сцепка паровозов, едет по Кавказу. Из Краснодарского края состав уже доехал до Абхазии. Программа тура длиной 7500 километров весьма насыщенна. Это и знаменитая дача Сталина, и Новый Афон, и Олимпийская деревня. Нельзя не упомянуть достопримечательности Кисловодска и Пятигорска. «По пути паровозы будут меняться, всего в проекте принимает участи 19 локомотивов самых разных серий и годов, к нам приехали гости со всего мира. Россия в первый раз принимает такую представительную делегацию поклонников ретротехники, что в очередной раз свидетельствует — на месте мы не стоим, развиваемся», — подчеркнул Олег Сергеев.

«Не исключено, что в нашей области появятся и другие паровозные маршруты, в том числе ориентированные на школьников. Ведь одно дело слушать рассказ учителя физики про паровоз, другое — видеть, как он работает. Да и в целом в рамках диверсификации индустрии отдыха подобные проекты востребованы. Помимо чисто рекреационного туризма, нужны познавательные и иные маршруты, людям хочется разнообразия», — говорит Иван Егоров.


Пустынная рокада

Железная дорога Бологое — Осташков — кусок построенной еще до Октябрьской революции Бологое-Полоцкой магистрали, ее сооружали исключительно в военных целях. Относительно потенциальной линии фронта она является практически рокадной, позволяющей оперативно перебрасывать войска с севера на запад, и наоборот. Трассу начали готовить в 1902 году, и через пять лет ввели в строй. Как у большинства подобных дорог, тут всего одна колея. Но все остальное сделано капитально, это касается и насыпей, и вокзальных строений, и мостов. Мощные конструкции, облицованные «рваным» гранитом, делали крепко, на века.

«В соответствии с конвенцией 1891 года деньги на дорогу выделила Франция, магистраль изначально проектировали двухпутной, под это создали всю инфраструктуру, — рассказывает председатель Всесоюзного общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) Алексей Вульфов. — Я еще застал «стратегические» запасы стрелок, рельсов и иного имущества, которые лежали возле путей. Мосты и насыпи, естественно, тоже под две колеи».

В годы Великой Отечественной войны трассу пересекла линия обороны. В районе озера Долосец насыпь проходит среди болот — именно тут осенью 1941 года встала насмерть 249-я дивизия НКВД. Гитлеровцев не пропустили, они уперлись в укрепрайон и завязли до 1943-го, после чего покатились обратно на запад. В 70-х тут поставили мемориал, а в кустах и подлеске до сих пор прячутся многочисленные доты, в которых бойцы держали оборону. В сторону Селигера шла узкоколейка, по ней к складам близ деревни Любимка ходил небольшой состав — возил боеприпасы и амуницию.

Второй путь уложили частично, он очень помог в осуществлении Великолукской наступательной операции. Но после войны опять демонтировали, необходимости в нем не было.

До начала 90-х магистраль активно эксплуатировалась, по ней регулярно ходили как пассажирские, так и грузовые составы. В частности, возили нефть в порт Вентспилс. Для большого количества деревень и сел «чугунка» являлась единственной транспортной артерией — и сегодня в этом смысле ничего не изменилось.


Фото на анонсе: Константин Чалабов/РИА Новости