Гусеницы от яблони недалеко падают

Александр АНДРЮХИН

23.09.2015

26 сентября — сто лет со дня рождения писателя-фронтовика Сергея Смирнова. Это он первым рассказал миру о героических защитниках Брестской крепости. На книгах Смирнова выросли поколения людей, для которых «Россия» и «Родина» — не пустой звук. Но вот вопрос: разделяют ли эти взгляды его потомки? Потомки не в образном, а в прямом, семейном смысле слова. И вообще: в какую сторону смотрят сейчас дети тех, кто воспитал настоящих патриотов из миллионов юных жителей нашей страны? 

«Брестская крепость» против Чубайса

«Подвиг защитников Брестской крепости, — писал Смирнов, — как бы новым светом озарил все виденное, раскрыл мне силу и широту души нашего человека, заставил с особой остротой пережить счастье и гордость сознания принадлежности к великому, благородному и самоотверженному народу...»

А еще он боролся за реабилитацию советских солдат, попавших в плен, ему удалось разрушить царствовавшую много лет презумпцию виновности военнопленных.

Сын писателя, казалось, продолжил дело отца. Режиссер Андрей Смирнов снял ставший легендарным «Белорусский вокзал». Затем начались метаморфозы. Андрей Сергеевич стал проявлять себя ярым ненавистником «этой страны». В одном из интервью признался, что неприязнь ко всему советскому возникла у него еще в шестидесятых. К русскому, видимо, тоже — этим чувством пронизана картина «Жила-была одна баба». Суть фильма выразил беглый монах-расстрига: «Самый окаянный наш русский народ!»

Даже в разговоре о запрете мата на экране Смирнов уходит на протоптанную тропинку: «Делают все, чтобы мы вернулись в «совок»... Я ненавижу страну под названием СССР и все, что в ней было... Любой возврат этого кошмара и этого концлагеря, который так нравится многим, — окончательная гибель России».

В марте 2014 года Смирнов, сын автора «Брестской крепости», а ныне тесть Чубайса, подписал письмо российского «Киносоюза» против «антиукраинской кампании» в России и «интервенции» российских войск на Украину.

Живые и мертвые

Через два месяца, 28 ноября, мы будем отмечать и вековой юбилей великого поэта, писателя и журналиста Константина Симонова. Автора «Жди меня» порой упрекают в почитании Сталина, но на самом деле говорить, что писатель всегда стремился ладить с властями, было бы неправдой. Взять хотя бы смелую и правдивую книгу «Живые и мертвые» — о первых днях войны, о нашей неготовности к боям. А за повесть «Дым отечества» Симонова даже сняли с должности главного редактора «Нового мира» и отправили в Ташкент. Но всегда оставалась неизменной у легендарного военкора любовь к своей стране. «Ты знаешь, наверное, все-таки Родина — / Не дом городской, где я празднично жил, / А эти проселки, что дедами пройдены, / С простыми крестами их русских могил». И в прозе, не так образно, зато предельно недвусмысленно: «Да, моя Родина для меня всего дороже на свете. Для меня она — лучше всех, прекраснее всех!»

Симонов умер в 1979 году, завещав развеять свой прах на поле под Могилевом. Воля была исполнена старшим сыном Алексеем. Наверное, это единственный осуществленный им завет отца. В 1991 году Симонов-младший, окончивший факультет восточных языков МГУ, а затем Высшие режиссерские курсы, устремляется в политику — создает Фонд защиты гласности, занимающийся поддержкой журналистов, пострадавших от «произвола властей». Его спонсорами становятся фонды Форда и Сороса. «Ежегодно мы получаем от 500 до 600 тысяч долларов», — хвастался Алексей Симонов в одном из интервью. Известен как заступник ученого Игоря Сутягина, которого осудили за шпионаж, а затем обменяли на наших граждан, задержанных в США. «Шпиономания укрепляется, и страна все больше управляется секретными службами, и ФСБ в особенности», — говорил Симонов-младший. Мимоходом «похлопал по плечу» и главу государства: «У нас, к сожалению, очень благожелательный и очень поверхностный президент». 

Жизнь шпиона Гадюкина

Не было в советской стране школьника, который не знал бы Дениса Кораблева. Он пел на пару с верным другом: «Папа у Васи силен в математике», играл в школьном спектакле «Смерть шпиона Гадюкина». Только человек, бесконечно любящий свою семью, детей и страну, мог придумать «Денискины рассказы» — легкие, веселые и добрые истории о счастливом детстве. Без пафоса и политизации. Но было понятно: страна, где так весело и радостно жить, — это твоя страна. Все знают, как ее зовут.

Автор «Рассказов» Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, куда бежали его родители из Гомеля, опасаясь погромов. В 1914 году семья вернулась, не прижившись за океаном. Пришла война. На фронт будущего писателя не взяли по состоянию здоровья, но он пошел в ополчение. В 1961-м выпустит повесть «Он упал в траву» — о боевых товарищах. 

Главный герой «Рассказов» носит имя сына писателя. Денис Драгунский окончил филологический факультет МГУ, писал сценарии к фильмам по рассказам отца. В 90-е, как многие, ударился в политику: Институт мира США, политсовет «Союза правых сил». Со временем вырос в ярого русофоба. Чего стоит хотя бы это его высказывание о ситуации на Украине: «Самый верный шаг России был бы предоставить Киеву военную помощь, — пишет он в «Фейсбуке». — Помочь законному правительству обезвредить вооруженных сепаратистов. Тем самым Россия достигнет двух целей. Во-первых, восстановит отношения с соседним дружественным государством. Во-вторых, ликвидирует опаснейшую угрозу для себя самой. Ведь Украина в самом крайнем случае может отсечь Донбасс и Луганск. России же этакий кошмар на своей территории нужен, как кошке триппер».

Ну и Дениска...

Не русский характер 

Алексей Толстой в СССР считался вторым живым классиком — после Горького. Нет такого жанра, в котором он не добился бы высот. Сказка «Приключения Буратино», затмившая итальянский первоисточник «Пиноккио», фантастические романы «Аэлита» и особенно «Гиперболоид инженера Гарина», эпопея «Хождение по мукам», исторический роман «Петр Первый». В 1919 году Толстой эмигрирует. Но Родина милее — и в 1923-м, к радости ценителей литературы, возвращается. К слову, был он редкий труженик: работал даже на переполненном пароходе. В СССР Толстой проявил себя и как борец с несправедливостью — хлопотал за арестованных.

Во время войны писатель, к тому времени уже тяжело больной, не остался в стороне от общей беды. Тогда-то и родился его знаменитый рассказ «Русский характер». И знакомое, пожалуй, каждому школьнику: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота».

Внучка Алексея Николаевича Татьяна Толстая дебютировала в 1983 году в журнале «Аврора». 

Критики обратили внимание на свежесть и образность языка. Но практически не заметили очень показательного сюжета одного из рассказов. 

Фарцовщица предложила заграничное шмотье. Главная героиня, ослепнув от яркого зрелища, вдруг поняла, что «жизнь ушла, и голос будущего поет для других». Возможно, это была исповедь самой писательницы. В 1990-м она эмигрирует в США. Спустя девять лет возвращается, но без всяких сантиментов. «Россия — это большой сумасшедший дом, где на двери висит большой амбарный замок, зато стены нету; где потолки низкие, зато вместо пола — бездна под ногами», — говорила она. И добавляла: «Если бы мне пообещали, что я всю жизнь буду жить только в России и общаться только с русскими, я бы, наверное, повесилась».

Если речь заходит о русском характере, которым восхищался ее дед, внучка едва сдерживает раздражение: «Русские почему-то полагают, что они — богоносный народ, что Бог возлюбил их и отметил, а свою постоянную несчастность одни объясняют ниспосланным испытанием... другие же ропщут и вопрошают Бога, чем они его прогневили и в чем согрешили...»

И еще: «Для меня русский... национал-патриотизм ужасен, и не только по той очевидной причине, что он смертельно и безошибочно пахнет фашизмом, но главным образом потому, что его идея и цель — замкнуть русский мир на самого себя, заткнуть все щели, дыры и поры, все форточки, из которых сквозит веселым ветром чужих культур, и оставить русских наедине друг с другом».

Два Гайдара, одна Гайдар

О жизни Аркадия Гайдара можно снять не один приключенческий фильм. С четырнадцати лет под ружьем. Это из-за него звучал из родительских уст вечный укор советскому подростку: «Гайдар в 17 лет полком командовал». Что, кстати, было правдой. 

Пережив тяжелейшую контузию, он, ничего не знавший, кроме воинского дела, вынужден был уволиться из армии. Казалось бы, все — жизни конец. Но в 1924 году он рождается вновь — как писатель. «Школа», «Четвертый блиндаж», «Судьба барабанщика» и особенно «Тимур и его команда» становятся бестселлерами. По стране без какого-либо сигнала сверху  развернулось тимуровское движение. Никакая система патриотического воспитания не сделала больше, чем Гайдар. Однажды, отвечая на вопрос, как воспитать ненависть к врагу, он ответил: «А зачем воспитывать ненависть? Воспитывайте любовь к родине. И тогда, если кто-нибудь посягнет на родину, родится у человека великая и праведная ненависть».

Аркадий Гайдар вошел в историю, как строитель будущего своей страны, его внук, Егор Гайдар, — как ее разрушитель. Свое мировоззрение, признавался последний, он формировал по книгам Стругацких, но, похоже, деда не читал. В конце 1991-го Гайдар-внук готовит окончательный текст «Беловежского соглашения» — фактически о развале СССР. 

Оставляет в Чечне громадный склад оружия, которое потом попадает к Дудаеву. Уже тогда в Госдуме заговорили, что Гайдар работает в интересах западной экономики. В декабре 1992-го депутаты отказались утвердить его главой Совмина. Это, кстати, явилось одной из причин политического кризиса, который продлился до октября 1993 года и завершился расстрелом Белого дома.

В апреле 1999 года Госдума вынесла постановление о Гайдаре и Немцове: «Упомянутые лица практически во всех ключевых вопросах экономики, внутренней и внешней политики следовали интересам Соединенных Штатов Америки и ряда других государств — членов Организации Североатлантического договора, которая развязала преступную войну на Балканах».

Да что там Дума — достаточно почитать высказывания самого Гайдара-внука:

«Россия как государство русских не имеет исторической перспективы», «Если ядерная сверхдержава де-факто уже не существует, потому что утрачены все основные элементы государственности, то ее лучше мирно и легально распустить», «С точки зрения целей самосохранения и воспроизводства русского народа, распад СССР явился самой крупной удачей за последние полвека». Также ему приписывают фразу: «Ничего страшного нет в том, что часть пенсионеров вымрет. Зато общество станет мобильнее». Судя по его делам, если даже и не говорил этого Егор Тимурович, то вполне мог подумать.

Кстати, дочь его, Мария Гайдар, ушла еще дальше от героического прадеда: отказалась от российского гражданства, сменив его на украинское. Правда, фамилию, которая, как известно, является творческим псевдонимом писателя, менять не стала: благодаря таланту прадедушки она стала известной далеко за пределами русскоязычного мира, а это выгодно для пиара.

На что обиделись?

Почему высокие патриотические устремления родителей не наследуются детьми? Причин хватает. Это и понимание ничтожной меры собственных талантов. Отсюда — ревность, стремление принизить то, чем гордились и что любили родители. Есть здесь и доля вины отцов. Они считали себя творцами новой жизни, с книжных страниц формировали мозги и души юных читателей. На своих детей не оставалось времени. 

Ну и, конечно, материальный аспект: дети росли в состоятельных семьях. Ушел отец из жизни — поток благополучия иссяк до ручейка. Как тут не возроптать на страну, не обеспечившую безбедную жизнь детям знаменитостей? Тем более что этот ропот хорошо оплачивается из бюджета другой страны.