Владимир Спиваков собирает осколки

Евгения КРИВИЦКАЯ

27.01.2012

В Московском международном Доме музыки по-своему отметили Рождество. За две недели на сценах Светлановского и Камерного залов выступили десять хоровых коллективов.

На открытии II Рождественского фестиваля духовной музыки Московский синодальный хор Алексея Пузакова, камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина и органистка Людмила Голуб исполнили «Демественную литургию Иоанна Златоуста» Гречанинова — композитора, который ратовал за введение инструментов в православное богослужение. Свой взгляд на эту проблему предложил хор аббатства Сильванес из Франции. Его руководитель отец Андре Гуз известен во всем мире и как организатор крупнейшего Центра по изучению литургии и церковного пения, и как автор свода богослужебных песнопений, в том числе «Литургии народа Божия». Приветствуя со сцены Светлановского зала присутствующего в публике митрополита Волоколамского Илариона (соруководителя фестиваля вместе с Владимиром Спиваковым), отец Андре Гуз рассказал о том, какое громадное влияние оказало на него православие. Восстанавливая разрушенное цистерцианское аббатство, он выстроил храм по подобию русской церкви, а в своих композициях Гуз иногда использует элементы православного обихода. Что символизирует, по его словам, «единство неразделенной Церкви».

В России Гуз побывал осенью 2011 года, проведя мастер-классы по григорианскому пению в церкви Св. Екатерины в Петербурге в рамках фестиваля Early music. Конечно, той музыке, что исполнял ансамбль аббатства Сильванес, больше подошли бы храмовая обстановка и акустика: литургическое пение с подзвучкой производило странноватое впечатление. Да и григорианское одноголосие, и средневековые органумы и каноны — не слишком подходящий репертуар для большого концертного зала.

Зато для программы со старообрядческим богослужебным репертуаром выбрали верное пространство. Воскресный хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, Камерный хор «Древнерусский распев» и Мужской хор нижегородского Успенского храма Русской православной старообрядческой церкви выступили в компактном и акустически совершенном Камерном зале ММДМ.

На закрытии был собран «ударный» состав: Национальный филармонический оркестр России с Владимиром Спиваковым, хор Академии хорового искусства имени Попова — почти 200 музыкантов на сцене. «Реквием» Луиджи Керубини вызвал скорее музейный интерес: сравнения с аналогичными сочинениями Моцарта и Верди были не в его пользу. «Песнь судьбы» Брамса, повествующая о бренности и несовершенстве всего сущего, была прекрасна в своей сумеречной меланхолии. В завершение состоялась мировая премьера Stabat Mater митрополита Илариона.

«Музыка — часть необходимой для человека истины, — говорит Владимир Спиваков, — которая когда-то была большой и абсолютной, но упала на землю и разбилась на мелкие кусочки... Мы собираем эти осколки, поэтому идея нашего Рождественского фестиваля — обращение к музыке, как обращение человека к его истокам. Я рад, что на этом пути мы идем рука об руку с владыкой Иларионом, как и я, верующим в то, что человеческие сердца во всем мире откликаются на духовную музыку».