Философия без атеизма

Полина ТЮРЕНКОВА

20.04.2012

Издательство «Петроглиф» совместно с храмом Cвятой мученицы Татианы при МГУ выпустило книгу известных исследовательниц русской философии Ренаты Гальцевой и Ирины Роднянской «К портретам русских мыслителей».

Книг по истории русской философии сегодня выходит немало, да и вышедшая в значительной степени состоит из ранее уже опубликованных работ. Но при всем обилии учебных пособий, энциклопедий и строго систематизированных научных исследований «К портретам русских мыслителей» все-таки стоит особняком.

И не только потому, что в новом издании непростые философские вопросы раскрываются в контексте истории русской литературы двух прошлых веков, здесь как раз нет ничего нового — многие исследователи отмечали художественность русской мысли. И даже не потому, что Гальцева и Роднянская, не скрывающие своего мировоззрения, преподносят отечественную мысль через призму христианского восприятия. Это тоже неново, ведь самый известный, ставший классическим труд по истории русской философии принадлежит перу священника — протоиерея Василия Зеньковского.

Наиболее интересно в этой книге другое. Погружаясь в ее многостраничие, начинаешь понимать, что отечественная мысль — это не некий уединенный архипелаг, оторванный от той самой европейской культуры, представители которой зачастую свысока смотрели на интеллектуальные искания русских. Нет, наша философия — ее неотъемлемая часть, но часть, в значительной степени лишенная атеистических соблазнов. Декабристов, народников, Герцена, Чернышевского и Ленина оставим за скобками, речь не о них.

Если в Западной Европе еще с XVI века христианская мысль уступила место философскому скептицизму, то в России XIX — начала XX веков, и особенно в русской эмиграции 20–40-х годов века прошлого, произошел подлинный религиозно-философский ренессанс, во многом затмивший современные ему европейские блуждания интеллекта. Последние в итоге привели к постмодернистскому смешению всего и вся с полным забвением христианских корней. Объединение старушки Европы сегодня напоминает тот самый евангельский «дом на песке». И это притом что рядом в пыли лежит «камень» христианской культуры, в котором русские мыслители увидели адамант. Европейцы же продолжают делать вид, будто его не замечают.

Именно в этом контексте книга Гальцевой и Роднянской приобретает особое значение. Читая о Пушкине и Достоевском, Соловьеве и Булгакове, Бердяеве и Флоренском, наконец, о недавно ушедшем нашем современнике Александре Солженицыне, погружаешься не только в некий отстраненный историко-философский дискурс, но переживаешь и осмысливаешь эпоху. Эпоху, в которой, как это очень ярко показали авторы книги «К портретам русских мыслителей», для всех нас, сегодняшних, так много уроков. Просто хочется сесть за парту и увидеть рядом с собой наших чиновников:

— Господин министр образования, расскажите о трагедии русской интеллигенции в контексте идей сборника «Вехи» 1909 года.

— Я... Я учил, чес-слово! Но забыл...

Господа чиновники, учите историю русской мысли!