Крест патриарха

Татьяна УЛАНОВА

29.01.2015

Есть в наступившем году две даты, связанные с личностью патриарха Тихона, — 150-летие со дня рождения и 90 лет со дня преставления. И есть на российской земле два места, где Святейшего поминают по-особому — городок Торопец в Тверской области и Донской монастырь в Москве. В старинном, чуть моложе столицы, Торопце прошло детство будущего патриарха. В Донской обители, на тогдашней московской окраине, завершился его земной путь...   

Родные пенаты

На семь тысяч жителей — более двух десятков храмов и монастырей, таким встретил патриархальный (иного слова и сейчас не подберешь) Торопец семью священника Иоанна Беллавина, переведенного сюда из погоста Клин настоятелем Спасо-Преображенской церкви. Спасский переулок (нынешняя улица Никитина), дом 11, — обычный бревенчатый дом напротив храма. Отец Иоанн и матушка Анна перебрались сюда с тремя сыновьями (младший Михаил появился на свет уже в Торопце). Василию (так звали в миру будущего патриарха) было всего четыре. Здесь он прожил девять лет, прислуживал в храме. Теперь в доме Беллавиных мемориальный музей. Семь лет назад не равнодушный к истории России меценат выкупил часть избы, где была устроена скромная экспозиция. Однако приобрести оставшиеся доли (в советское время дом поделили на три семьи) долго не удавалось — хозяева называли сумму, которой у местного прихода не было. Лишь недавно сделка состоялась.

— Слава Богу, к 150-летию святителя Тихона тот же благотворитель нашел средства, чтобы удовлетворить пожелания теперь уже бывших хозяев дома, — не скрывает радости настоятель Спасо-Преображенской церкви протоиерей Георгий Фролов, один из создателей музея. — Так что будем расширять экспозицию. Хотя подлинных вещей, кроме патриаршего и епископского облачений, пока нет. Мы попытались воссоздать обстановку, какая могла быть у семьи. Главное — музей мемориальный. Стены помнят патриарха. А вещи... Святейший был человеком нестяжательным и, перемещаясь с кафедры на кафедру, ничего с собой не брал — в чем был, в том, по сути, и уезжал.

Из четырех сыновей Иоанна и Анны Беллавиных трое довольно рано умерли. В 1904-м, похоронив мужа и детей, отошла в мир иной Анна Гавриловна. Епископ Тихон в то время служил в Америке. Отпевал матушку Федор Беллавин, который довольно скоро был возведен в иереи и назначен настоятелем храма в честь Преображения Господня, где прослужил 33 года. Дважды был арестован, прошел лагеря.

— Предположительно, Федор — двоюродный брат патриарха, имевший четверых детей, но пока потомки не объявились, — сетует отец Георгий. — Ниточки оборваны. После смерти Святейшего все, что было связано с его именем, нещадно уничтожалось. Что говорить, если в 1937-м человека арестовали только за то, что он хранил «Епархиальный вестник» 1918 года с заметкой о визите Его Святейшества в Петербург. Род Беллавиных в Торопецком районе был обширным. И все носители фамилии стали писать ее с одной «л», чтобы их, не дай Бог, не заподозрили в связях с опальной личностью.

— Все изменилось, когда патриарха Тихона причислили к лику святых?

— Да, постепенно, по крупицам, сначала — с большими искажениями, собирались свидетельства жизни. Мы радовались, удивлялись каждому открытому факту. Но кто жил в доме Беллавиных после смерти матушки, до сих пор неизвестно. 

— Говорят, даже на могиле родителей патриарха не было фамилии?

— На обелиске была лишь короткая надпись: «Здесь покоятся Р.Б. Иоанн и Р.Б. Анна». Неизвестные христиане сохраняли могилу, она всегда была ухоженной, хотя кругом — сирень, как живая ограда, и все могло зарасти. Теперь там часовня...

Последний приют

О пастырском служении отца Тихона (Беллавина) — первого после двухсотлетнего перерыва Патриарха Московского и всея России — за последние двадцать пять лет написано немало. Святейший скончался в в 1925-м, на Благовещение, а был погребен в Вербное воскресенье. Тайна смерти до конца так и не разгадана, даром, что воспоминания свидетелей есть.

— До сих пор не все архивы рассекречены, не все документы опубликованы, — говорит руководитель паломнического центра Донского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Антоний. — К 7 апреля у нас откроются две выставки с новыми материалами, в том числе в доме-музее патриарха. 

Здесь, в одной из северных келий, где жили ушедшие на покой архиереи, провел последние три года земного пути святитель Тихон. Как и в Торопце, устроители монастырского музея могли создать лишь стилизованный интерьер. Оригинальная мебель не сохранилась — после закрытия монастыря в соборах, кельях и трапезных квартировали сельхозартель, общежития, музеи. Но если интерьерные вещицы первой половины ХХ века на антикварном рынке приобрести еще можно, то с подлинными экспонатами все намного сложнее. Исключение — разве что патриаршее облачение и предметы, использовавшиеся при богослужении. Хотя исчезали и они. Например, льняной антиминс (плат с изображением положения во гроб Спасителя и вшитой частичкой мощей одного из мучеников). После Америки архиепископ Тихон возглавлял Ярославскую кафедру и освятил антиминс для храма в честь Преображения Господня в селе Зачатье (надпись на плате — бесспорное тому свидетельство). Мирянам брать в руки антиминс не дозволяется, а священник может это сделать, только надев епитрахиль и поручи. Самое интересное, что антиминс вековой давности — в очень хорошем состоянии.

— Для нас это — священная реликвия, — комментирует экскурсовод иеромонах Авраам. — Не только свидетельство эпохи, но одна из немногих вещей, к которой прикасался святитель Тихон.

Фотографии с инвентарными номерами: визит патриарха в Александро-Невскую лавру; Святейший с келейником Яковом Полозовым, с которым они вернулись из Америки и были вместе четверть века; похороны Якова Анисимовича, убитого во время покушения на патриарха... Панагии, мантия, епитрахиль, митра, куколь, саккос... Это все, конечно, подлинное. А вот еще один любопытный экземпляр — на рабочем столе Предстоятеля. Серебряный письменный прибор с чернильницей. Купленный у антиквара в США и привезенный в Россию паломниками. По описанию — точно такой же принадлежал патриарху Тихону...   

Кажется, это все мелочи, не сложишь из них лика святителя — нужны глобальные изыскания, кропотливая работа историков, священников, археологов. Но визуальным дополнением жития эти предметы служить могут — из них, как из цветных мозаичных стеклышек, проглядывает образ...     

Узкая лестница ведет в крошечные комнатки кельи: людская, приемная (она же — столовая), кабинет с диваном — вот и вся роскошь «апартаментов» патриарха, обвиненного в контрреволюционной деятельности. Расстрелять не решились. Его заключали в тюрьму, содержали под «домашним арестом». Посещать «опасного преступника» не дозволялось никому. В каморке при келье постоянно дежурили чекисты. Святейшего именовали гражданином Беллавиным или гражданином патриархом. Фамилию писали с одной «л».  

— Кормили патриарха тем, что ели сами, — продолжает отец Авраам. — Обычно это были пустые щи, каша и чай. К слову, недалеко от подворья Свято-Троицкой лавры на Самотеке, где Святейшего содержали под домашним арестом до его переезда в Донской, находился Сухаревский рынок. Цены были высокие, но торговцы — люди богобоязненные — неизменно предлагали: «Ваше Святейшество, вот овощи, фрукты, все, что хотите, мы Вам доставим. А в ответ слышали: «Народ голодает, я не могу жить лучше, чем народ»... Лишь иногда Предстоятель выходил на паперть возле Тихвинской церкви Донской обители и через решетку — молча — благословлял верующих. А уж когда ему разрешили совершать богослужения в храмах, православные готовы были идти десятки километров, лишь бы помолиться со Святейшим. Народу собиралось — не протолкнуться. 

Коллекции дома в Торопце и кельи в Донском монастыре — скромные даже по меркам мемориальных музеев. Но и экспозиций, повествующих о православных святых, в России единицы. В ноябре 2014-го «Культура» рассказывала о музее Матроны Московской в Тульской области, где  пришлось поставить новый сруб, потому что дом блаженной не уцелел. Тем не менее люди со всех концов страны и из-за границы туда едут и просят: спаси, помилуй, помоги. Святитель Тихон — не Матронушка. Он прославлен не за чудеса, а за мучения свои. И за то, что в лихую годину оказался единственным, кому было под силу сплотить православный народ. Авторитет был непререкаемый. И почитали его едва ли не как святого. А уж что творилось во время похорон!..

— Безбожники просчитались, — рассказывает гид, — думали, на окраину Москвы (от Калужской площади — лишь один маршрут трамвая), никто не поедет, и разрешили перевезти тело почившего патриарха из больницы на Остоженке в Донскую обитель. Однако верующие выстаивали многочасовые очереди. За неполных пять дней мимо гроба прошли около миллиона человек. В результате бесконечных прикладываний к руке почившего Первосвятителя Московского часть его кожи была стерта. И наместник монастыря распорядился, чтобы руки покрыли воздУхом...  

Пути Господни неисповедимы. В 1917-м году, в «годину гнева Божия», как потом скажет новоизбранный патриарх Тихон, Поместный собор восстанавливает патриаршество. В 1989-м, в эпоху СССР, еще до прихода патриарха Алексия II, Святейшего Тихона канонизируют, даром, что раздаются голоса противников: «Как можно? Он же антисоветчик!» 

Обретение мощей святителя Тихона — отдельная, почти детективная история. Многие были уверены, что тело Святейшего сожжено в крематории или перезахоронено, свидетелей почти не осталось, на братию после закрытия монастыря обрушились репрессии. Да и митрополит Николай (Ярушевич), в конце 1940-х совершивший панихиду на месте погребения патриарха в Малом соборе, заметил: «Тела его здесь нет...» Надеяться оставалось только на чудо. Архимандрит Тихон (Шевкунов), получивший монашеское имя в честь святителя Тихона, подробно описал процесс обретения мощей в книге «Несвятые святые». В 1992-м году он, насельник Донского монастыря, принимал непосредственное участие в поиске. Чудо произошло — после умышленного поджога, вызвавшего в обители сильнейший пожар, мощи были наконец найдены. И вот уже много лет доступны для поклонения в Большом соборе.