Антигей-парад Молдавской митрополии

Владимир БУКАРСКИЙ, Кишинев — Бельцы

06.07.2013

Православные Молдавии готовятся к празднованию 200-летия Молдавской митрополии, входящей в структуру Московского патриархата. На начало сентября запланирован визит в Молдавию патриарха Кирилла. И словно по заказу именно сегодня в этой стране, где более 93% населения считают себя православными, чрезвычайно обострились отношения между Церковью и правящей в стране прозападной коалицией.

Все началось с того, что 25 марта 2012 года под давлением Евросоюза, в качестве предварительного условия для подготовки договора об ассоциированном членстве Молдавии в ЕС был принят «Закон о равенстве шансов», обеспечивающий гомосексуалистам равные права при приеме на работу (включая школы и детские сады). Церковь всеми силами пыталась противостоять принятию этого закона. Государственные мужи, включая тогдашних премьер-министра Владимира Филата и спикера парламента Мариана Лупу, клятвенно заверяли Церковь, что закон будет изменен и скандальная формулировка «вне зависимости от сексуальной ориентации» будет удалена. Протесты церковной общественности были остановлены. Тем не менее закон был принят именно с такой формулировкой, что вызвало негативную реакцию патриарха Кирилла на Архиерейском соборе в феврале этого года.

Страсти постепенно улеглись. Однако 19 мая, в праздник святых жен-мироносиц, в Кишиневе состоялся гей-парад. Его участники прошли всего каких-то 250 метров — от государственного университета до посольства США в Молдавии. Но в параде приняли участие послы США и Швеции в Республике Молдова, а также комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства ЕС Штефан Фюле.

Молдавская митрополия дала руководству страны месячный срок на изменение закона и удаление из него скандальной формулировки. Руководство страны и парламентское большинство данное обращение проигнорировало. Тогда 20 июня Синод Молдавской митрополии принял «Декларацию в адрес руководства страны и благочестивого молдавского народа», в которой митрополия объявила себя оппонентом «временного правительства со своим антихристианским законодательством», и указала, что представители руководства Молдовы «согласно канонической традиции Православной Церкви своими действиями сами себя извергают из лона Церкви», а значит, «лишают себя доступа к принятию Святого Таинства Причастия».

Молдавские СМИ поспешили распространить информацию, что отлучение руководства республики от причастия — уже состоявшийся факт. Митрополия, дабы сгладить страсти, распространила специальное заявление, что Синод пока никого из членов правительства не отлучает, а лишь выносит предупреждение о мерах прещения, которые могут быть применены в дальнейшем.

Однако реакция первых лиц последовала незамедлительно. Председатель фракции правящей Либерально-демократической партии Валерий Стрелец пригрозил «лично поговорить» с любым священником, который откажет ему в причастии. А вице-председатель парламента Андриан Канду, представляющий входящую в правящую коалицию Демократическую партию, угрожает Церкви налогообложением: «Если они считают, что у них главенствующая роль в развитии общества, то они должны сделать и свой вклад». Эту же позицию подтвердил и лидер Демпартии Мариан Лупу — несостоявшийся президент Молдавии, заявивший: «Мы хотим большей ответственности в части учета имущества, пожертвованного церквям».

«Налогообложение лишний раз говорит только о том, что они намерены уничтожить все православное, что может быть у нас в Молдавии», — заявил в одном из своих недавних интервью епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл (Михэеску), наиболее решительно настроенный по отношению к нынешнему руководству страны, активный сторонник единства Молдавии с Россией. — Пусть выносят такие решения. Этим они еще раз показывают, что их конечная цель — разрушение Церкви». По словам владыки Маркелла, «даже при Сталине и Хрущеве не было такого безбожия, такой атаки на Церковь и мораль».

С руководителем отдела религиозного образования и катехизации Бельцко-Фэлештской епархии протоиереем Владиславом Радьковым «Культура» беседует в кулуарах международной конференции, посвященной евразийской интеграции Молдавии.

«Это не новая антицерковная кампания, а продолжение старой — противостояние законам Бога, — говорит отец Владислав. — Церковь никогда не изменит своей позиции, никогда не устанет говорить, что гомосексуализм — это грех. Мы не можем с этим мириться и называть зло добром, а добро злом. И это не нравится тем, кто находится у руля власти».

«Тот факт, что представители власти любят под светом телекамер чинно стоять и напоказ креститься на церковных службах, еще не делает их православными людьми, — отмечает отец Владислав. — Христос дал нам замечательные принципы качества человека, направления его жизни: «По плодам их узнаете их». Если люди, находящиеся у власти, идут против Церкви, против Библии, против Бога — значит, их посещение Божьих храмов, участие в церковных обрядах и таинствах — просто формализм, чтобы показать народу, какие они «типа православные». Но ничего православного в этом нет».

Угрозы обложить Церковь налогами, по словам протоиерея Владислава Радькова, — это уже не просто давление на Церковь — это открытые гонения: «Церкви, говорящей, что добро, а что зло, пытаются заткнуть рот с помощью каких-то финансовых рычагов. Своим вмешательством в дела Церкви, тем более препятствованием ее миссии, власти нарушают базовые европейские правовые нормы и гарантированные права человека, в том числе свободы слова и религии».

Однако главная причина возникновения подобного давления на Церковь — в готовящемся визите в Молдавию Святейшего патриарха Кирилла, говорящего в своих выступлениях то, что не нравится нынешним молдавским властям и их европейским кураторам. «Эти угрозы прозвучали в ответ на смелое выступление владыки Маркелла, который высказался, что Церковь должна предпринять решительные шаги, дабы отстоять право принимать нашего предстоятеля, архипастыря и отца у себя в доме, на нашей земле», — подчеркнул отец Владислав.

Молдавский пример опровергает устоявшийся миф о том, что Православная церковь всегда и везде идет на сотрудничество с властями с целью стяжания земных благ, льгот и преференций. В Молдавии Церковь восстала против политики действующих властей, руководствуясь Основами социальной концепции Русской православной церкви: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении» (III, 5).

Молдавии предстоит сделать выбор между, с одной стороны, своей многовековой историей, верой и духовной традицией, и с другой — «европейской мечтой», которая при ближайшем рассмотрении оказывается пустышкой в красивом фантике. Православная Церковь в Молдавии свой выбор уже сделала.