Украденный святой

Константин МАЦАН

22.05.2013

Вообще-то история жуткая. В 1087 году какие-то итальянские купцы выкрали мощи святителя Николая из церкви, где он был похоронен в Мирах Ликийских в Византии, и перевезли в город Бари в Италии. Учитывая степень почитания святого восточными христианами — перед нами просто преступление века! Но в Русской церкви это почему-то праздник. Почему? 

В этом смысле характер праздника перенесения мощей святителя Николая приоткрывает существенную грань христианства как такового: важным в нем считается то, что превосходит политические границы и чисто человеческие разделения.

В своем стремлении перевезти мощи святого Николая из Византии в Италию купцы преследовали по-своему благую цель — спасти мощи от поругания. Дело в том, что Византийскую империю в то время штормило — ее территории в Малой Азии, где и располагалась Ликия и ее столица Миры, набегами одолевали турки. Одним из элементов завоевания считалось осквернение и разорение святынь.

В 792 году турки, опустошив Родос, отправились в Ликию с прямой целью вскрыть гробницу святителя Николая. Он был одним из самых почитаемых святых для всей восточной Церкви — понятно желание завоевателей заполучить такой «трофей». Турки и вправду взломали гробницу — но, к счастью, не ту, а соседнюю. В это время, как повествует предание, на море поднялась страшная буря и потопила турецкие суда.

Повторный набег мог повториться в любой момент — во всем христианском мире это понимали. Поэтому в 1087 году родилась идея перевезти мощи святителя в более безопасное место — в Италию. Любопытно, что родилась она у итальянцев, западных христиан — несмотря на то, что святой Николай был «популярен» в большей степени среди греков и в целом христиан восточных. Говорят, в Италии в это время было много выходцев из Греции. Но сам факт — показателен.

В едином порыве защиты веры святитель объединил не только граждан разных государств, но даже в каком-то смысле представителей разных религиозных семей — ведь за тридцать три года до этого, в 1054 году, официально произошло разделение Церкви на православную и римско-католическую. Конечно, надо сделать скидку на то, что в XI веке еще не было каналов мгновенной передачи новостей. То, что в 1054 году папа римский и константинопольский патриарх предали друг друга анафеме, еще ничего не значило: чтобы идея о разделении Церкви проникла в ткань религиозной жизни народа, должны были пройти десятилетия. Но тем яснее видно, что подлинная вера в Бога — всегда поверх барьеров, в том числе даже тех, что установлены самими верующими в своем, как им кажется, благочестивом порыве.

Представители одной конфессии поспешили спасать святыню представителей другой. Купцы из города Бари по пути из Антиохии домой прибыли в Миры Ликийские. Сорок семь человек, вооружившись, отправились в храм, где покоились мощи святого Николая. Ничего не подозревающие монахи-сторожа указали им на гробницу. Купцы решили предложить монахам триста золотых монет за вывоз святыни из города. Монахи, само собой, не то что не согласились, а забили тревогу, увидев в приезжих купцах самых настоящих грабителей. Еще бы, приехали чужеземцы и говорят: у вас тут, дескать, небезопасно, поэтому отдайте нам ваше главное сокровище — у нас-то с ним точно ничего не случится. Но получив отказ, вооруженные итальянцы добились своего силой: монахов связали, саркофаг вскрыли, мощи достали и, поскольку нового гроба с собой не было, мощи завернули в верхнюю одежду и отнесли на корабль. Узнав о случившемся, жители города ринулись на пристань, но было уже поздно…

А в городе Бари мощи святителя торжественно перенесли в один из храмов. Есть сведения о том, что процесс перенесения сопровождался чудесными исцелениями больных. Через год был построен отдельный храм во имя святого Николая, освященный лично папой римским Урбаном II.

С христианской точки зрения, драка итальянских купцов и монахов-сторожей лишний раз показывает, насколько человеческие споры и даже конфликты меньше Божьего промысла. Должны ли были монахи сопротивляться попытке вывезти мощи из города? Конечно, иначе они стали бы предателями. Случилось ли что-то страшное оттого, что не смогли защитить святыню? Нет. Она в целости и сохранности дожила до наших дней и открыта сегодня для поклонения верующих. Просто в этой ситуации все — и купцы, и монахи — должны были послужить своей вере так, как считали нужным. Перед Богом человеку важно проявить усилие и верность. А уж о результате Бог позаботится сам.