Мы провожаем папу

Михаил ТЮРЕНКОВ

14.02.2013

Заявление папы римского Бенедикта XVI о том, что в последний день февраля он намерен отречься от престола, произвело настоящий информационный взрыв. Религиозные и светские СМИ в равной степени не были готовы к этой новости, а потому анализ происходящего сегодня зачастую зависит исключительно от меры фантазии автора.

Подлинные причины этого — беспрецедентного за без малого шесть столетий — решения мы, скорее всего, так и не узнаем. Тем более что их наверняка столько, что даже при искреннем желании полностью раскрыться миру, сам папа Бенедикт (в миру Йозеф Алоис Ратцингер) едва ли сможет озвучить полностью.

Напомню, что уходящий папа занял престол апостола Петра после ухода самого знаменитого понтифика конца XX – начала XXI века — Иоанна Павла II (в миру Кароля Юзефа Войтылы). Этот человек был видимым главой западной церкви (невидимым считается Сам Христос) на протяжении более четверти века, с 1978-го по 2005-й. За годы его понтификата в мире произошли кардинальные перемены, в которых предыдущий папа принимал непосредственное участие, будучи не только церковным деятелем, но во многом и светским политиком. Так, ни для кого не секрет, что разрушение послевоенного мироустройства, произошедшее на рубеже 80-90-х годов прошлого века, было негласно поддержано Иоанном Павлом II. «Без него коммунизм бы не кончился или, по крайней мере, это произошло бы намного позднее», — признавал лидер польского движения «Солидарность» и первый посткоммунистический президент Польши Лех Валенса.

Разумеется, все это не могло не вызывать определенного напряжения между Ватиканом и Россией. Так, Иоанн Павел II неоднократно изъявлял желание посетить нашу страну и даже приглашался ее руководителями. Но в силу того, что римский папа является не только главой самого маленького (хотя и весьма влиятельного) государства, но и духовным лидером крупнейшей мировой конфессии, светского приглашения было мало. А московские патриархи с таковым не спешили. В основном, потому что Ватикан не торопился разобраться с проблемой Украинской греко-католической (униатской) церкви, грубейшим образом захватившей в начале 90-х приходы Московского патриархата на Западной Украине. С кончиной Иоанна Павла II ситуация кардинальным образом не изменилась, однако потепление в православно-католических отношениях — налицо.

Вообще уход в 2005 году папы-поляка и приход папы-немца для католической церкви, которой веками управляли папы-итальянцы, весьма нетипичен. Настолько, что даже стал поводом для анекдотов: «Война. Немец преследует поляка. Догнал. Поднимает автомат, чтобы застрелить. Вдруг голос с Неба: «Остановись, сын мой! Этот человек будет папой римским!» Немец: «Да? А я?» Пауза. «Хм... Ну ладно! И ты тоже!» Все познается в сравнении. И подобно тому, как мы до сих пор сравниваем ситуацию в России последних 13 лет с «лихими 90-ми», так все неполные восемь лет понтификата Бенедикта XVI соотносятся с годами папства Иоанна Павла II. Причем сугубо светскими людьми — однозначно не в пользу первого. И главным образом, в силу его нарочитой «немедийности» (подробнее об этом «Культура» писала в материале «Папа римский против медийности», посвященном 85-летнему юбилею Бенедикта XVI, №12, 13-19 апреля 2012 г.).

Судя по всему, именно эта черта характера нынешнего папы стала одной из причин его объявления об уходе. Ведь совершенно очевидно, что современное общество все эти годы ждало от понтифика не энциклик о бескорыстной любви, христианском милосердии и надежде на спасение, где римский папа, в числе прочего, открыто указывал на нравственные пороки этого общества. И даже не открытого признания Бенедиктом XVI проблемы существования священников-педофилов, которых, по мнению папы, необходимо со всей строгостью привлекать к судебной ответственности. «Прогрессивная» Европа ждала от понтифика очередных либеральных реформ и соглашательства. Но этот человек, «как заведенный», продолжал бубнить что-то «нетолерантное» о недопустимости абортов и однополых браков. Более того, якшался с католиками-традиционалистами (так называемыми «лефевристами»), которых прежний папа вовсе отлучил от Римско-католической церкви.

Но простые католики, да и большинство моих знакомых православных (и даже староверов), к Бенедикту XVI питали искреннее уважение. И в первую очередь именно потому, что этот человек был и остается не столько политиком, сколько богословом и архипастырем. В прошлом году в латвийской глубинке один 70-летний ксендз совершенно искренне доказывал мне, что нынешний папа самоотверженно сражается с «масонской мафией». Не думаю, что все обстоит именно так. Но если заменить это суждение на далекую от теории заговоров мысль о том, что Бенедикт XVI противостоит политическим элитам, узаконивающим образ жизни, крайне далекий от евангельских норм, то все становится предельно ясно. В этом смысле сегодняшняя легализация однополых браков в некогда католической Франции вполне могла стать последней каплей, переполнившей чашу терпения нынешнего понтифика. К слову, на этом фоне особо лицемерными выглядят крокодиловы слезы иных российских католиков-неофитов, сегодня стенающих об уходе папы, а еще вчера пинавших Русскую православную церковь за ее «мракобесное» отношение к содомитам. Не это ли та самая «мафия», с которой, по мнению старика-ксендза, боролся Бенедикт XVI?..

Сегодня уже многие знают, что начиная с 1415 года, ни один римский папа не отрекался от престола. А потому столь неожиданное решение Бенедикта XVI еще долго будет отзываться информационным эхом. Что сам понтифик наверняка отлично понимает. В связи с этим позволю себе сделать одно предположение. Да, папа устал и действительно покидает престол, как заявил он сам, из-за «нехватки сил». Но если бы Бенедикт XVI скончался в теплой больничной постели спустя год-два-пять, оставаясь в своем папском сане, в этом бы не было ничего необычного: папа-консерватор умер, да здравствует папа-либерал! К слову, в том, что следующий понтифик окажется куда более лояльным современному миру, сегодня практически никто не сомневается. Но! Столь необычный и по-своему яркий уход Бенедикта XVI сделает нынешнего главу Ватикана не просто одним из престарелых пап, не так уж и долго занимавших престол апостола Петра, но подлинным лидером христианского сопротивления. Этаким Че Геварой в папской тиаре.