Виталий Безруков: «Я просил, чтобы меня били и обливали водой на морозе»

Татьяна МЕДВЕДЕВА

29.06.2015

Лауреат Сталинской премии — и жертва сталинских репрессий. Выдающийся хирург — и один из самых почитаемых русских святых. Это все — об одном и том же человеке, святителе Луке (Войно-Ясенецком), архиепископе Крымском. Христианский подвижник, мужественно исповедовавший веру в эпоху гонений на церковь, а в годы Великой Отечественной спасавший жизни наших солдат на операционном столе. На днях в Храме Христа Спасителя прошел вечер его памяти и был показан художественный фильм «Лука». Корреспондент «Культуры» побеседовала с актером Виталием Безруковым, сыгравшим главную роль.

культура: Играть святого — это как? Отказываюсь думать, что чистое лицедейство, набор профессиональных приемов…
Безруков: Вы правы. Мне 73 года, и роль, на которую пригласил меня режиссер Александр Пархоменко, — подарок судьбы. Не знаю, сколько мне Господь отпустит жизни, но эту работу считаю итогом всего моего творческого пути. К сожалению, сегодня чаще слышишь предложения такого уровня: «Надо папика сыграть. Старый дурак женился на секретарше, а потом увидел, как она ему изменяет, и у него — инфаркт». От подобного сразу отказываюсь. Я не алчный. Зарабатываю как писатель, драматург. Спешу жить и тороплюсь делать добрые дела. Преподаю. Рад, когда могу помочь молодым актерам. Многие ребята, с которыми я занимался, попали в Губернский театр к моему сыну Сергею Безрукову. А эта роль — лучшее, что я сделал на сцене и в кино. Вижу, как люди воспринимают фильм, благодарят. В картине снимались замечательные актеры — Екатерина Гусева, Владимир Гостюхин, Александр Яцко…

культура: Да, на просмотре зал плакал… Скажите, а до того, как прочли сценарий, Вы знали историю этого человека?
Безруков: Несколько лет назад у меня были большие проблемы со здоровьем. В больнице, в книжной лавке увидел труд отца Василия Марущака «Святитель-хирург». Судьба святителя Луки стала для меня открытием. Врач и одновременно исповедник веры Христовой. Прошел через тюрьмы, лагеря и пытки, лечил больных, врачевал души. Все, что произошло в России в начале ХХ века — революцию, Гражданскую войну, он воспринимал как трагедию, но остался со своим народом, не эмигрировал. При этом нашел в себе силы не плыть по течению. Стал священником, а ведь в то время за это убивали. Помните сцену, как он срывает доски с двери заколоченного храма, и начинает служить Богу, несмотря ни на что?

культура: Почему он не смирился, по-Вашему?
Безруков: Он был личностью. Именно личности, а не массы делают историю. Я в этом убежден. Иногда личностью движет жажда власти, мирового господства. Тогда на арену выходят такие люди, как Наполеон, Ленин или Гитлер. А есть люди, которыми движет любовь. Святитель Лука думал только о том, как помочь ближнему, лечил, исцелял, исповедовал веру.

культура: Фильм очень натуралистичен. Показано, как святителя пытают, заставляя отречься от сана. Как снимались эти страшные сцены?
Безруков: Да, все так и было — его пытали, избивали… Меня тоже ледяной водой на морозе обливали — все было по-настоящему. Я сам об этом попросил, чтобы ощутить, что чувствовал этот человек. Во время одной сцены меня и били на самом деле. Один из ударов оказался настолько сильным, что я отлетел на какие-то ящики и сломал ребро. И голодал я, чтобы выглядеть по-настоящему истощенным. Через это нужно было пройти…

культура: А какие-то чудесные события, благодаря святителю Луке, происходили в Вашей жизни?
Безруков: Я болел и поправился, удачно прошла операция — потому что думал о Луке, мысленно обращался к нему. Под финал нашего фильма идут титры, в которых рассказывается об исцелениях людей, молившихся святителю. К разряду своеобразных чудес можно отнести и то, что удалось-таки получить обещанные деньги от украинских кинематографистов, снимавших этот фильм (съемки проходили еще до событий в Новороссии). К сожалению, в кинобизнесе часто встречаются и воровство, и обман…

культура: Почему наше кино так редко обращается к теме святости?
Безруков: Прибыли такие фильмы не приносят. Кино сегодня живет по законам шоу-бизнеса. Вот «Левиафан» принес успех и авторам, и продюсерам. Все, что богопротивно, зачастую выгодно. Человек в этом смысле слаб. Ему говорят: не надо пить, не надо развратничать, а ему хочется грязи. Быть хорошим очень трудно, соблазны увлекают. Сегодня зритель не хочет смотреть нравственное, воспитательное кино. Он хочет развлекаться и есть попкорн. Некоммерческие ленты трудно пробиваются к зрителю. Сейчас мы с продюсером Олегом Сытником уповаем, чтобы фильм о святителе Луке купил Первый канал, чтобы мы сделали сериал, потому что материал отсняли громадный. Тогда картину увидят многие.


О святителе Луке

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 9 мая (27 апреля) 1877 года в Керчи. Окончил медицинский факультет Киевского университета, работал хирургом. Его рукоположение в диакона состоялось 15 февраля 1921 года в Ташкенте. В больницу отец Валентин приходил в рясе с крестом на груди и перед началом операции молился. В 1923‑м священник Валентин принял монашеский постриг и вскоре стал архиереем. За свою веру трижды подвергался аресту, был отправлен в ссылку. Но и там лечил больных. В 1934 году вышел его научный труд «Очерки гнойной хирургии».

Во время Великой Отечественной войны святитель Лука был главным хирургом красноярского эвакуационного госпиталя. В 1944‑м стал лауреатом Сталинской премии первой степени. В 1946‑м архиепископ прибыл на крымскую землю. Возрождал епархию после военной разрухи, консультировал и оперировал в Симферопольском военном госпитале.

Земная жизнь святителя Луки закончилась 11 июня 1961 года. Он погребен в Симферополе на кладбище у храма Всех Святых. В 2000 году архиепископ Лука был причислен к сонму новомучеников и исповедников российских. К слову, указ о вхождении Крыма в состав России был подписан 18 марта — в день памяти святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского.