Вадим Юсов: «Я сторонник спокойной работы»

Анна ЧУЖКОВА

17.08.2013

студенты: Должен ли зритель обращать внимание на операторскую работу?
Юсов: Он воспринимает мысль через пластику экрана, пусть не думает ни о режиссере, ни о сценарии, ни об операторе.
Прежде чем снимать, нужно придумать как можно больше изобразительных вариантов. На площадке все равно рождается импровизация. Но имея подготовку, вы будете чувствовать себя уверенно.
Случается всякое. У меня, например, была картина с Прошкиным — «Апельсиновый сок». Сценарий незавершенный, требовал проработки. Операторы приходили на съемку, не зная сцены. Актеры еще не выучили текст. Сняли. Но я все же сторонник нормального, спокойного создания фильма. Готовиться нужно основательно.

студенты: У Вас бывают перерывы в работе?
Юсов: Самый большой простой — девять месяцев. Ждал, переживал. Не пропускали проект Тарковского. Я не мог принять предложение другого режиссера. А надо было как-то жить. Зарплата жены выручила.

студенты: Сергей Урусевский снимал широкоугольной оптикой, каким объективам отдаете предпочтение Вы?
Юсов: Сергей Павлович использовал разную технику, в том числе ручную камеру. Короткофокусная оптика дает возможность компенсировать колебания.
Когда один западный режиссер стал работать с дрожащей картинкой, смутил многих коллег. Пошла мода. Решили, что это верный путь. Постановщики мне говорили: «Вадим Иваныч, стабильной камерой уже не снимают». Но я считаю, зритель должен без напряжения воспринимать изображение, не вглядываясь.
Часто сегодня о монтажном ряде не думают. А например, в «Рублеве» вы не угадаете, где использована широкоугольная оптика, а где объектив «500». Кадр крупным планом: героиня, ведущая за поводья лошадь. Можно было положить рельсы, выставить соответствующий свет, выстроить панораму на кочках, в грязи. Это целая проблема. Но я выбрал длиннофокусный объектив. И чтобы не создавать разницу в глубине резкости, сзади выстроил шеренгу людей. Образовалась точная атмосфера кадра, а чтобы героиня не вышла из фокуса, вдоль ее пути мы положили канат.