Алла Демидова: «Актер проверяется на больших ролях»

Ксения ПОЗДНЯКОВА

16.08.2013

Первое, чтобы дальше карабкаться по гладкой стене искусства — голос

Чтобы читать стихи, регистр должен быть, как у оперных певцов, иначе вы не донесете мысль. Вы будете играть свое чувство, свой темперамент, а это мелко. Как писал Дидро, вы — скупой, вы — тартюф, но вы никогда не сыграете Скупого или Тартюфа с большой буквы, потому что надо играть образ, а не себя. Для этого нужно расширять свои голосовые возможности. Голос зависит от дыхания, дыхание зависит от диафрагмы, от легких. Мы разучились дышать на сцене, мы научились только говорить… Сказать честно, я люблю театр дословесный, потому что все мы неглупы, образованны, кто-то больше, кто-то меньше, но как приятно смотреть на сцену, когда ты не понимаешь ни слова, но при этом все понимаешь. Вот настоящий театр! А все эти бла-бла-бла — это радио…

Два пути актерской профессии

Современную роль сыграть легко. Проверяется актер и его школа только на больших ролях, а они, к сожалению, только в классике. Они проверены временем. Память людская, какое-то эстетическое шестое чувство смывает бездарность, стирает ненужное, сиюминутное, сегодняшнее и остается вечное. И учиться можно, если уж всерьез, на древнегреческих трагедиях… на Чехове, на хорошем. У актерской профессии есть два пути: можно повторять асфальтированную, проторенную дорогу. Как до тебя играли Тартюфа, так и ты играешь, хорошо, сочно, очень многопланово, и ты всегда на виду. И многие получают удовольствие, когда смотрят на таких актеров. А можно идти туда, не знаю куда: искать то, не знаю что. Вот это мне больше по сердцу. Когда до тебя такого никто никогда не делал. И тут нужна фантазия, но не с потолка, а от знаний. И вот, на этой дороге можно очень сильно расшибить себе лоб, и будут неудачи, но иногда можно найти такое, что о тебе будут писать, как о первооткрывателе.

Главное — воображение

Без воображения мы не сможем ничего сделать — ни разработать голосовые возможности, ни представить Пушкина раздраженным одиночеством… Давайте попробуем упражнение. Только сядьте нормально, нога на ногу — не пойдет. С прямой спиной, не надо облокачиваться. Послушайте эту комнату, послушайте, что делается на улице Поварской, посмотрите, что в вашей комнате сейчас происходит, дома, выйдите во двор, на улице зима, ощущение холода, пурга в лицо, а теперь, наоборот, очень жарко, посмотрите, что делается на Красной площади, что делается над Москвой, над Московской областью, посмотрите на нашу Землю. Ваша главная ошибка: вы это делаете с закрытыми глазами, так легче, но это полусны. С открытыми — это концентрация на воображение. Это очень важное упражнение для актеров. Поэтому советую, когда вы едете в метро, в троллейбусе, идете пешком — в одиночестве, естественно — этим заниматься. Воображение — отправная точка для работы с дыханием, с голосом, а дальше нужно нагружать серое вещество знаниями.

Создавать партитуру роли, заполнять в репетициях каждую секунду. Понимать, что делать именно этому характеру. С тем, чтобы потом вы не думали, что кто-то в зале чихнул или раздался звонок мобильного. Чем плотнее расписана партитура, тем четче вы будете по ней идти и не врать.