22 июля в Театре Киноактера начнет работу Вторая Летняя Киноакадемия Никиты Михалкова.

Анна ЧУЖКОВА Алексей КОЛЕНСКИЙ

17.07.2013

зма у выпускников таких заведений недавно говорилось в Сочи на совещании Владимира Путина с отечественными кинематографистами.

«Количество дилетантов в нашей сфере настолько велико, что разрушается школа», — констатирует Никита Михалков. За свежие кадры режиссер взялся основательно — при Союзе кинематографистов учрежден Молодежный центр, и вот уже вторую сессию открывает бесплатная Летняя Киноакадемия. Задача проекта — повышение квалификации молодых актеров, операторов и режиссеров: на курсы принимают только тех, у кого уже есть профильное высшее образование и опыт работы.

Главные козыри — преподаватели Киноакадемии, признанные мастера. Хватит не на одну колоду. Например, участие в сессии 2013 года примет такое количество звездных педагогов, что даже перечислять неудобно: Марлен Хуциев, Сергей Соловьев, Владимир Хотиненко, Карен Шахназаров, Алла Демидова, Сергей Урсуляк, Евгений Миронов, Александр Адабашьян, Александр Прошкин, Владимир Машков... Мастер-классы этих и многих других преподавателей студенты прослушают всего за пять недель обучения. Правда, двоих бесценных учителей Киноакадемия за год каникул лишилась — на уроках Петра Тодоровского и Эдуарда Володарского новому курсу, увы, не побывать...

Учебная пора здесь начинается с таким расчетом, чтобы успеть закончить к сентябрю, открытию театрального сезона. Ведь основной контингент — актеры, — отмечает директор Киноакадемии Сурен Шаумян.

Конкурс на обучение в ЛКМ был объявлен еще осенью, а результаты стали известны в июне. За это время в приемную комиссию пришло огромное количество резюме, — рассказал нам исполнительный директор Алексей Литвинов. Но повезло лишь каждому восемнадцатому, а то и двадцатому абитуриенту — заявки ведь поступают по сей день. Студентов отбирали педагоги академии: режиссер Андрей Эшпай, легендарный кинооператор Вадим Юсов и его коллега Евгений Корженков. Все кандидатуры Никита Михалков утверждал лично. Латвия, США, Греция, Австралия, Германия, страны СНГ и регионы России — такова неполная география курса. Большинство из сорока поступивших — иногородние. Многие студенты уже успели зарекомендовать себя, участвуя в профессиональных конкурсах.

В этом году, помимо режиссеров игрового кино, актеров и операторов, в академии будут обучаться документалисты. А вот конкурс мультипликаторов не состоялся: комиссию не удовлетворил профессиональный уровень абитуриентов. «Лучше подождем с этим направлением до следующего раза», — комментирует Литвинов.

В целом по сравнению с дебютным курсом программа стала более основательной. На неделю увеличился срок обучения, к тому же добавились новые дисциплины: от драматургии до методологии применения стедикама (устройства для стабилизации камеры), от истории театра до работы художника в кадре. Ритмика, фехтование, джаз-танец помогут создать пластический телеспектакль. А уже традиционные монтажное дело, обработка изображения и кинотехника пригодятся при съемке короткометражек. Выходные в Киноакадемии — роскошь непозволительная. Поэтому уикенды будут посвящены творческому развитию: походам по театрам, музеям и галереям.

В прошлом году студенты импровизировали по мотивам пьес и рассказов Чехова. Темой нынешнего курса вновь станет русская классика. В титрах студенческих работ, кроме фамилии нашего главного драматурга, появятся имена Толстого и Достоевского. На этот раз в кинолаборатории обещают снять десять лент: три игровых, шесть документальных и пластический фильм-спектакль. Летняя Киноакадемия начнется без торжественных церемоний и официальных речей — в деловой обстановке, мастер-классом Никиты Михалкова. На открытие приедут прошлогодние выпускники. «Они звонят и спрашивают, можно ли прийти снова. Если не на занятия, то хотя бы пообщаться. И мы, конечно, отвечаем согласием, потому что Киноакадемия — больше, чем просто образовательный проект», — рассказывает Алексей Литвинов.

Кстати, многие из выпускников прошлого года могут похвастаться успехами. Валентин Новопольский награжден «Золотым сценическим крестом» в номинации «Лучшая главная роль». Это, пожалуй, высшая театральная награда Литвы. Янина Элькин снялась в полнометражном фильме «Белла Кисс: Пролог». В нашумевшей «Легенде №17» Екатерина Виноградова исполнила небольшую роль. Галина Сумина сыграла в российской картине «Цензор». А со студентами Киноакадемии-2013 нам еще предстоит познакомиться.

Никита Михалков: «Мы готовы к тому, что наших выпускников будут называть «чайниками»

— Наши студенты — не абитуриенты или школьники, одержимые жаждой славы. Это дипломированные специалисты, которые хотят совершенствоваться. Летняя академия — пробный шаг. Бог даст, со следующего года запустим годичную школу. Главная задача — создать рабочую кинематографическую семью.

Это социально важное начинание для всего профессионального цеха. Лучшая актерская школа — русская. Но большинство закончивших учебные заведения ребят разъезжаются по своим городам и часто оказываются в полной изоляции — наедине с не всегда талантливыми режиссерами и слабыми перспективами. Посредством нашей академии каждый получит возможность оказаться в актерско-режиссерской театрально-кинематографической семье.

Мы также примем на себя ответственность за судьбы наших слушателей. Через актерское агентство выпускники смогут получать роли в театрах, сниматься в кино.

Впоследствии академия станет платной, но цель не в том, чтобы собирать деньги. У талантливого человека появится шанс оплатить свое обучение из гонорара за проекты, в которые мы будем его рекомендовать и продвигать. В результате люди из провинции пробьются к большой аудитории.

Смысл не только в занятиях по системе Станиславского, Вахтангова, Михаила Чехова, Шарля Дюллена и Питера Брука. Мы хотим, чтобы синтез главных актерских школ дал возможность актерам расширить свой профессиональный и человеческий диапазон. Важно помочь студентам общаться друг с другом и с теми, кто дает импульс современному кино, литературе и театру. Поэтому среди нас так много представителей разных цехов.

Это академия для актеров. Но ее задача — не только обучить ремеслу. Главное — создание атмосферы для всех, кто снимает кино. Не только внутри кадра или на репетиционной площадке, но и вокруг. Об этом же говорил и Михаил Чехов.

Академия — не учебное заведение с партами и учениками. Возможно, она станет системой «чайных». Разговор за столом, самовар, бублики... Мы даже готовы к тому, что наших выпускников будут называть «чайниками». Это хорошо. Знаете, выпускники Александровского военного училища получали ромбик, становились прапорщиками. И если у командира дивизии, убеленного сединами, был на груди такой же знак, то совсем молодой еще человек имел право в неслужебное время говорить ему «ты». Потому что они — из одного гнезда. Мне хотелось бы создать подобную атмосферу.

Представьте картину из будущего: с двенадцати до четырех в одной из «чайных» Петренко читает Гоголя. А с четырех до шести — Табаков или Калягин — Чехова. Все время будет звучать русская литература. Убежден, через день, два, месяц или три эта ситуация станет привычной. Потом выйдет диск, который можно будет слушать в машине, стоя в пробках... Надо создать пульсирующую реальность вокруг ядра русской культуры, куда входят и русская литература, и русская философия, и русская школа.

Показывать широкой публике результаты пятинедельной работы, наверное, не стоит. Но результатами работы годичной академии, конечно, станут киноальманахи. Думаю, мы договоримся с каналом «Культура», и зрители увидят работы наших выпускников.

Сергей Соловьев: «Не надо клонировать Спилберга»

культура: Чем будете заниматься в академии?
Соловьев: Дам мастер-класс. День-два пообщаюсь с ребятами.

культура: Чем запомнилась прошлогодняя сессия?
Соловьев: Студенты адекватные. Виден потенциал. Очень хороший, внушающий надежды.

культура: Главной темой занятий станет русская классика. Здесь у Вас богатый опыт. Будете рассказывать о съемках «Анны Карениной», например?
Соловьев: Как пойдет. Я вообще не большой любитель составлять программы мастер-классов.

культура: В чем сложность работы с классическими текстами?
Соловьев: Ее нет. Если трудно иметь дело с большой литературой — займись другой профессией. Когда-то на эту тему гениально говорил Мейерхольд. Есть произведения, за удовольствие работать над которыми нужно брать деньги с режиссера. А бывают такие, что надо платить, если кто-то согласился в этом мутном болоте купаться.

культура: В Киноакадемию актеры идут с надеждой найти работу. У Вас они смогут трудоустроиться?
Соловьев: А кто его знает? Конкретных мыслей у меня нет: пойду преподавать в Никитину академию, чтобы найти исполнителя на роль Пьера Безухова. Но отношусь с большим интересом: что за народ? Думаю, когда будет годовой курс, ситуация повернется в эту сторону. Раньше на «Мосфильме» работали опытные трудолюбивые ассистенты режиссеров. Они ездили по городам и весям, искали актеров. Так нашли Олега Янковского. Его привезли из Саратова без особых надежд... Сейчас это называется красивым словом «кастинг». Но люди, которые им занимаются, топчутся на крохотном пятачке — ищут «Янковского» в списке из сотни фамилий. Им лень ехать за талантами. А то, что делает Никита Михалков, ломает схему с листом из ста фамилий. Хорошо бы это закрепить — организовать при академии свою службу кастинг-директоров.
Самое страшное для молодежи — первые два-три года после института, когда трагически рушатся судьбы. Пока ты учился, мог играть Гамлета, тебя любили однокурсники, мастер. А потом попадаешь в другую реальность. Это как сменить стихию, подняться из глубины — сосуды рвутся с непривычки. Надеюсь, Летняя Киноакадемия Михалкова возьмет на себя роль всероссийской «декомпрессионной камеры».

культура: Насколько я поняла, академия задумывается как студия достаточно камерная. На всю Россию такой не хватит.
Соловьев: Да, но и количество выпускаемых актеров сейчас огромно. Столько стране не нужно. Надо сократить число учебных заведений.

культура: Что еще необходимо сделать в области кинообразования?
Соловьев: Возродить уважение к самим себе. Не надо клонировать Спилберга. Все идеи о том, что мы моральные уроды, сами ничего не можем и необходимо учиться у Америки, — дикость! Там действительно есть классные технологии. Но чтобы ими владеть, нужна соответствующая инфраструктура. Такой индустрии здесь нет, поэтому и готовить специалистов для нее — безумие. ВГИК организовывал Эйзенштейн. Никакие технологии не заменят одного гения.

культура: Над чем сейчас работаете?
Соловьев: Фильм о двух девочках — 16 и 17 лет — из очень хороших семей, которые встречают новый век. Но не этот, а двадцатый. Они страшно боятся, что революционная эпоха со всеми потрясающими новшествами их обойдет. Но, к сожалению, получают по полной программе. Там играет Саша Баширов.

культура: Сценарий Ваш?
Соловьев: Да. Называется «Елизавета и Клодиль». Фильм выйдет в начале следующего года во Франции, Бельгии и других франкоязычных странах. А у нас: привезут на тележке, скинут куда-нибудь на помойку — и назовут это прокатом.


Борис Любимов: «Самое уязвимое в кино — драматургия»

культура: 5 августа в рамках Летней Киноакадемии Вы читаете лекцию о театре. С темой уже определились?
Любимов: Пока нет. Сначала надо посмотреть состав студентов. За полтора часа, конечно, не рассказать всю историю от скоморохов и «Артаксерксова действа» до наших дней. Да для людей с высшим образованием это и не требуется. Можно выделить какой-то пласт или поговорить о глубинных основах русского театра. Кроме того, буду рад пообщаться и просто ответить на вопросы.

культура: Есть среди участников академии Ваши студенты, выпускники Щепкинского училища?
Любимов: Я говорил с прошлогодними выпускниками: люди благополучно устроились — кто в «Ленком», кто в Первую студию Вахтанговского театра. Но при этом все равно очень хотели попасть в академию Михалкова. Отправляли заявки. Думаю, прошли.

культура: В прошлом году, пожалуй, самым сложным заданием для студентов было написать сценарий по мотивам чеховских рассказов и пьес.
Любимов: По-моему, драматургия — наиболее уязвимое место в сегодняшнем кинематографе. Будто бы вместе с Эдуардом Володарским, Царство ему Небесное, бог сценария от нас ушел. Я последние годы довольно часто смотрю сериалы. По простой причине — отлавливаю своих студентов. Вижу, почему они прогуливают лекции, чем заняты, что умеют. В общем, небесполезное занятие. Так вот, худшее в современном телевизоре — даже не глицериновые слезы, а бездарная драматургия. Из нее нечего вытянуть ни режиссеру, ни актеру. Поэтому попытаться рассказать современную историю на материале классики — очень интересный ход. Хорошо, что среди педагогов Летней Киноакадемии есть такой мастер, как Александр Адабашьян. Он сможет научить студентов хотя бы не делать элементарных ошибок в драматургии.


Ульяна Коптяева, актриса, получила известие о зачислении в свой день рождения. Родилась в Кургане, училась в Ярославле на актера-кукольника, а два года назад переехала в Москву. Никогда не работала в репертуарном театре. Такой уж у девушки характер — вольный.

— Мне очень повезло. Можно сказать, буду учиться в академии во второй раз. В прошлом году работала координатором проекта: размещала ребят в гостинице, решала другие административные вопросы. А потом так сложилось, что стала продюсером одной из студенческих картин. Организация съемочного процесса была на мне — согласование расписаний с актерами, гримерами, костюмерами и прочее. Может, и не попала на все мастер-классы, но пользу ощутила колоссальную. В академии убедилась, что те мастера, которыми привыкла восхищаться, со мной по одной земле ходят. Это дало уверенность в собственных силах.

Важно все время быть в движении, не прекращать учиться. Людям нашей профессии необходимо знакомиться, дружить, а не волками друг на друга смотреть, борясь за роль. Вот в таких лабораториях и творится настоящее живое искусство. 


Людмила Смелянская, режиссер документального кино, родом из Казахстана, но уже давно живет в Подмосковье. Профессиональный педагог и спортсменка.

— Не думала, что стану режиссером. Всю жизнь занималась бальными танцами. Но в один момент почувствовала, будто у меня шоры на глазах: вижу только турниры и каждый день знаю, что случится завтра.

Вот уже год, как закончила Гуманитарный институт телевидения. Очень легко дались и вступительные экзамены, и учеба. Когда все само идет в руки, понимаешь — твое. Сняла несколько фильмов: про валяльщиков валенок из города Мышкин, о жизни Ивана Шмелева и его работе над «Летом Господним». А посещение Ливадийского дворца в Крыму вдохновило посвятить дипломную работу истории любви последней царской четы.

Первая уверенность появилась, еще когда училась на четвертом курсе. Мою ленту «Во сне это» приняли в конкурсную программу выборгского фестиваля «Окно в Европу». Пригласили на неделю, и я увидела всех кумиров, даже не могла сначала с ними заговорить от восторга. Потом фильм участвовал в студенческом кинофоруме в Венгрии, в «Радонеже», «Золотом Витязе», «Твори-Гора» и много где еще показывался.

Когда приехала из Выборга, была под сильным впечатлением... Вернуться в повседневность после такой недели тяжело — хочется меняться. Тогда чуть не обстригла волосы — еле отговорили. А Киноакадемия идет больше месяца. Боже мой! Наверное, когда она закончится, приду в салон и скажу: «Побрейте меня налысо!»


Андрей Оганян, актер, по первому образованию филолог-лингвист. Работал учителем русского языка и литературы в вечерней школе, преподает актерское мастерство в частной студии. Десять лет трудился в «Сатириконе», а сейчас играет в «Центре драматургии и режиссуры».

— Когда позвонили из академии и сказали, что я поступил, сначала такому счастью не поверил. Своих учеников уже предупредил: покидаю их на пять недель. Плакали, но отпустили.

В первую очередь, пошел в Киноакадемию из-за Никиты Михалкова. Это режиссер, которого ставлю в пример студентам, как одного из немногих, кто занимается настоящим искусством. Больше всего люблю «Неоконченную пьесу...», «Рабу любви» и «Пять вечеров». Сам очень хочу сниматься в таком кино.

С детства мечтал быть на сцене, правда, потом судьба увела в другую сторону. Но актерский зуд не давал покоя. Наконец, поступил в ГИТИС. С тех пор профессия не отпускает. Принимаю участие в польских фестивалях: театральных школ в Варшаве и «Контакт». На «Золотой маске» выступал с сатириконовским «Ричардом» в постановке Бутусова. А вот лаборатории открыл для себя недавно, в том же ЦДР. Еще студенческие мечты — исполнить роли Астрова, Тригорина, Трелецкого. Из Достоевского хотелось бы сыграть Петрушу Верховенского в «Бесах», а позже и его папашу — Степана Трофимовича.