Чехов в «Спартаке»

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ, Нижегородская область

03.08.2014

?аключительной в подобном качестве. Ее преемница, которая откроется в следующем году, должна стать уже годичной.

29 актеров, три режиссера, четыре оператора и столько же хореографов — всего сорок студентов из 14 стран. Месяц обучения, почти полтора десятка мастер-классов, тренинги, лаборатории, индивидуальные и групповые занятия, репетиции, съемки — так вкратце можно пересказать Третью киноакадемию. Ее итогом стали три короткометражные игровые картины и пластический фильм-спектакль.

Показать результаты работы выпускников решили в городке Павлово-на-Оке, куда в ночь перед церемонией закрытия выдвинулась колонна автобусов со студентами и журналистами. От московского Театра Киноактера (штаб-квартиры Академии) до пункта назначения — девять часов езды. Однако выбрано Павлово не случайно. Во-первых, это один из красивейших городов Нижегородской области. Во-вторых, несмотря на скромный размер, Павлово-на-Оке успело оставить след в кинематографе — здесь Никита Михалков снимал сцены «Сибирского цирюльника», «Утомленных солнцем-2» и «Солнечного удара». Говорят, посмотреть на рабочий процесс стекалось полгорода. Кстати, закрытие Киноакадемии-2013 тоже состоялось здесь, так что итоговая церемония в Павлово — уже своеобразная традиция.

Нынешнее мероприятие, как и прошлогоднее, проходило в кинотеатре «Спартак» — средоточии местной культурной и развлекательной жизни. На задах кинотеатра — Ленинский сквер, как по старой памяти именуют его павловчане. Правда, от вождя мирового пролетариата не осталось и следа, его место заняли бронзовые гуси — почти триста лет как в Павловском районе проводят их бои.

Пока гостям рассказывали о достопримечательностях города на Оке, прибыл основатель Киноакадемии. Входящего в зал «Спартака» Михалкова студенты встречали аплодисментами. «Главное, чтобы я вам так же хлопал после просмотра», — пошутил режиссер.

Представленные на суд публики три короткометражки сняты по мотивам рассказов Чехова. Собственно, это и было заложено в задании — создать на основе произведений Антона Павловича современную историю. Так получились картины «Месть», «Пари» и «Калхас». Параллельно со съемками вольных экранизаций шла работа над фильмом-спектаклем «Окуджава Б.Ш.» по мотивам песен барда. Это своеобразная хореографическая дань поэту, чей юбилей отмечали 9 мая. Постановщиком выступил Егор Дружинин, уже не первый год сотрудничающий с Киноакадемией. Все четыре работы и показали на закрытии.

«Месть» режиссера Георгия Солдатова разыгрывается в современном театре. Начинается действие с уморительной репетиции, где герои Бомарше в перерывах между пафосными репликами палятся в родимые айфоны. И все ничего, пока начинающая актрисулька (Александра Франк), а по совместительству — фаворитка постановщика, случайно не рвет звезде сцены (Алексей Медведев) халат. Испорченная деталь гардероба становится для артиста идеей-фикс. Нет, он не будет срывать с прохожих шинели, как то делал его литературный предок, но вот стянуть балахон с обидчицы попытается. А заодно испортить ее жизнь так, чтобы неповадно было рвать халаты звездам.

Куда трагичнее получился «Калхас» в постановке Александры Ореховой. Сюрреалистическое начало с пляшущим фавном, затянутым в целлофановые одеяния, оборачивается драмой о танцовщике (Сергей Лаврентьев), покидающем сцену навсегда. Тупая тоска после прощальной пьянки, известие об измене любимой, удар под дых от гопника-осветителя, к которому сбежала ненаглядная. И, наконец, истовый финальный танец без свидетелей — разве что тот же гопник освещает рваные движения Лаврентьева.

Щемящую интонацию продолжила короткометражка Ивана Перекатова — «Пари». Рассказ о банкире, который согласился отдать свое состояние юристу, если тот добровольно проведет в заточении 15 лет, режиссер не только переносит в настоящее время, но и пропитывает современной жестокостью. У Чехова главный герой, решивший по истечении срока убить добровольного отшельника, находил письмо, где юрист отрекался от земных благ и отказывался от денег. «Исполненный презрения к себе» банкир целовал несостоявшуюся жертву и отпускал с миром. В драме Перекатова, разыгранной тремя отличными актерами — Максимом Колосовым (банкир), Игорем Гуцу (охранник) и Александром Тумановым (отшельник), неизбежно раздается выстрел. Лишь после этого харизматичный банкир-убийца обнаруживает послание жертвы. И шепчет обескровленными губами: «Это он врал…»

Вопреки шуточным угрозам, Никита Сергеевич работам аплодировал — благо уровень оказался совсем не учебным. Но комментировать их мэтр отказался. Вместо этого спонтанно разыграл этюд — дружеский шарж на директора киноакадемии Сурена Шаумяна. Зал хохотал, громче всех — сам Шаумян. А после режиссер вручил выпускникам дипломы и пригласил отпраздновать окончание Летней киноакадемии у себя на даче. Должно быть, теплые слова в адрес картин он оставил на десерт.


Никита Михалков: «Сначала репетиция, потом все остальное»

Перед закрытием Третьей Летней киноакадемии ее основатель ответил на вопросы «Культуры».

культура: В нынешнюю Академию не принимали мультипликаторов — уровень желающих оказался слишком низким. Как Вы думаете, какая среди набранных профессий сегодня наиболее уязвима?
Михалков: Я считаю, это операторское и актерское мастерство. Понимаете, оператор обязан что-то уметь. Если снимает не в фокусе и вообще неправильно ставит выдержку, то у него получится брак. И он не сможет объяснить свой прокол расхожей сегодня фразой: «Я так вижу». Ну, хорошо, а ты умеешь сделать так, чтобы увидели и другие? То же самое с актерами. Мне кажется очень важным воспитание артиста, который смог бы вести борьбу с бездарным режиссером. Конечно, это спасет неумелого постановщика, что не совсем справедливо, но я даже на такое согласен. В режиссуре есть за что спрятаться, а вот актер должен быть вооружен своей профессией — иначе ничего не получится.

Сегодня в силу возникновения таких понятий, как «медийность» и «телесериал», актерская школа претерпевает серьезные изменения. Человеку приходится утром играть одно, вечером — другое, за день сниматься в целой серии… Нет возможности подумать о роли, как следует заняться ею. Репетиционный период вообще стал на вес золота, он просто отсутствует на съемочной площадке. Я принципиально насаждаю такую технологию — сначала репетиция, а потом все остальное.

культура: Кого-нибудь из актеров своей Академии присмотрели для будущих работ?
Михалков: У меня не было особого прицела. Но совершенно уверен, что процентов 60 из тех, кто здесь учился, спокойно могли бы у меня работать.

культура: Следующая Киноакадемия точно будет годичной?
Михалков: Надеюсь, да. Мы уже «обстреляли» пространство Летней академии, пора двигаться дальше.