Дни метаморфоз

Денис СУТЫКА, Калуга

18.10.2019

Завершился смотр Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова «Метаморфозы. Фестиваль одного дня», обращенный к творчеству Антона Чехова и Ивана Бунина. Смотр проходил при поддержке Министерства культуры России с 11 по 17 октября. Везде одним днем — отсюда и название.

Артисты Академии побывали в четырех городах «литературного кольца» страны — Рязани, Туле, Орле и Калуге, где представили зрителям дипломный спектакль по прозе писателей. В рамках смотра работала передвижная выставка, посвященная Чехову, проводились мастер-классы для артистов и лекции. Корреспондент «Культуры» побывал на одном из дней фестиваля в Калужском областном драматическом театре.

— Символично, что фестиваль, призванный по-новому открыть шедевры Чехова и Бунина жителям российских регионов, охватывает города, где жили и творили всемирно известные писатели, — отметил в приветственном слове министр культуры РФ Владимир Мединский. — В рамках программы представлены театральные постановки по произведениям гениев русской словесности в исполнении талантливых актерских коллективов. Кроме того, зрители смогут оценить уникальные образцы из богатых музейных коллекций, а начинающие авторы и молодые артисты получат блестящую возможность встретиться и пообщаться с мастерами сцены и видными литераторами.

Программа смотра получилась довольно насыщенной. В Калуге, как и в других городах, работала передвижная выставка «Чехов. Линия жизни», созданная совместно с музеем-заповедником Чехова «Мелихово» и охватывающая четыре основных периода жизни и творчества писателя: Таганрог, Москва, Мелихово, Ялта.  

С артистами местных театров, учениками колледжа искусства, школьниками и зрителями встретился кинорежиссер Андрей Эшпай, снявший фильмы «Дети Арбата», «Униженные и оскорбленные», «Куприн. Впотьмах». Предполагаемый мастер-класс обернулся диалогом о жизни, профессии, качестве современных сериалов, важности советского кинематографа.

Гость посетовал, что сегодня в кинопроизводстве роль режиссера нивелируется, а продюсеры считают — можно и вовсе обойтись без него:

— Талант довольно сложно определить. Я понимаю, что такое музыкант. У моего отца-композитора был абсолютный слух. А можно ли описать дар режиссера? Чем он вообще занимается? Пришел на площадку, посмотрел, как свет поставили, есть ли фокус у оператора, выучили ли актеры текст, и дал команду «Мотор»? Один коллега делал «Ералаш» еще в то время, когда не было мониторов и все снимали на пленку. Он говорил: «Мотор, начали!» и прятался за стул. Потому что страшно. Значит, какая-то ответственность все-таки есть? На самом деле от таланта режиссера зависит очень многое. В частности, детализация всего происходящего на экране. Ему необходимо сделать так, чтобы между актерами возникла жизнь. Нужно чувствовать музыку отношений, ее вязь.

В качестве примера Андрей Эшпай привел классику советского кинематографа: «Летят журавли», «Три тополя на Плющихе», «...А зори здесь тихие».

Вторую половину встречи режиссер посвятил работе с актерами над видеовизитками для кастинг-директоров. В реальном времени записывал ролики с участниками встречи и по ходу дела разбирал, что получилось, а что нет.

— Мне, безусловно, интересно встречаться с людьми, которые занимаются нашим общим делом — актерским, режиссерским, и пытаются сохранить театры в небольших городах, — поделился Андрей Эшпай после мастер-класса. — Таким образом творческие коллективы поддерживают в обществе уровень культуры, языка. И конечно же, хотелось, чтобы столичные кастинг-директоры узнали побольше об артистах российских городов. Для этого я пытался объяснить актерам, как правильно подавать себя, избегать ложных интонаций. От неопытности возникает фальшивое представление о себе, это чувствуют и те, кто может повлиять на судьбу артистов.

Ведущий научный сотрудник отдела Музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Дом-музей А.П. Чехова» Виктор Зайцев прочитал лекцию «Врут все: воспоминания о Чехове и метаморфозы современности»: о том, почему не стоит до конца доверять мемуаристам. По его словам, даже в описании внешности Чехова авторы нередко противоречили друг другу: по-разному запомнили цвет глаз, манеру говорить, одеваться и вести себя.

— При создании мемуаров возникают четыре серьезные проблемы, которые так никто и не смог решить, — заметил Виктор Зайцев. — Первое: перед вами — биография известного человека, и все эпизоды его жизни вы оцениваете постфактум, через призму знаний о нем. После смерти Чехова многие корреспонденты навещали его дальних родственников в Таганроге, семейство Лобода. Антон Павлович в их рассказах обретал абсолютно житийные черты. Святой должен быть не похож на других детей: не общается со сверстниками, излучает мудрость чуть ли не с колыбели. Родственники якобы понимали, что он был исключительным ребенком, хотя аттестаты из гимназии это не очень подтверждают. Вторая проблема связана с физиологией нашего мозга. Чем мы дальше хронологически от события, тем больший процент занимает субъективизация. Помним не случившееся, а то, каким бы хотелось его увидеть. Далее — проблема начитанности. Если начинаем следить за судьбой героя, изучать посвященные ему публикации, то спустя годы уже с трудом дифференцируем наши воспоминания от информации, почерпнутой в других текстах. Четвертая проблема — личностная. Всегда оцениваем человека через призму собственных принципов.

Главным событием стал показ дипломного спектакля Академии Михалкова «Метаморфозы-III: Враги». Перед началом к зрителям с экрана обратился основатель Академии кинематографического и театрального искусства Никита Михалков:

— Меня спрашивают, почему вы берете прозу, а не драматургию, где есть практически все: фабула, движение, сама драматургия, интрига... Собственно, поэтому и не берем: передать атмосферу русской прозы, тем более таких двух удивительных писателей, как Бунин и Чехов, которые могли создать образ одной фразой, на сцене очень трудно. При этом мы максимально ограничивали свои возможности. Я имею в виду аскетичность постановки. Из декораций есть только то, что нам нужно на сцене. Экспериментируем очень рискованно: по жанру это и драма, и буффонада, и комедия, и буффонадная комедия, то есть площадной театр, такие бывали на ярмарках в России. Мы знаем, как много сегодня экспериментируют режиссеры, и в общем-то мало кто задумывается, насколько это было бы приятно автору. Чехов говорил: играйте «Гамлета» как хотите, но делайте так, чтобы Шекспир не обиделся. Я верю: ни Бунин, ни Чехов на нас не обидятся, потому что мы пытались разными способами, в разных жанрах передать ту мощь, которой наполнены произведения двух великих русских писателей.

В спектакль вошли рассказы Бунина и Чехова — «В Париже», «Визитные карточки», «Хористка», «Степа», Супруга», «Канитель», «Враги», «Лита». Судя по аплодисментам, молодым актерам удалось передать суть сочинений писателей, а также создать на сцене неуловимую, но такую важную для любого хорошего спектакля атмосферу.


Фото на анонсе: academynsm.ru