Потому что на восемь девчонок в Академии пара ребят...

Алексей КОЛЕНСКИЙ

29.08.2018

Первого сентября завершает набор четвертая годичная Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова.

В этом году приемной комиссии приходится особенно нелегко. Рассмотрев около пятисот заявок, педагоги пригласили для очных испытаний 320 абитуриентов. В частности, на пятнадцать мест актерской мастерской претендуют 225 профессиональных исполнителей из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Омска, Красноярска, Петрозаводска, Ярославля, Братска. Корреспондент «Культуры» побывал на вступительных собеседованиях.

10 утра, Поварская, 33. В коридорах Театра Киноактера звенит наэлектризованная тишина. Абитуриенты шелестят страницами, иные, смежив веки, беззвучно шевелят губами. Кто-то разминается на полу, кто-то дремлет в кресле, третьи шепотом выпытывают у «отстрелявшихся» товарищей: «Ну как там?»

Ребят прослушивают две приемные комиссии. Под крышей, в светлом и гулком балетном классе, судьбу артистов определяет заслуженный артист России Игорь Яцко. Первым делом мастер предлагает присесть и рассказать о себе. Нередко спрашивает: «Почему пришли в Академию, что ожидаете от наших занятий?» Затем предлагает прочитать подготовленную программу. Как правило, следуют стихи. Репертуар не блещет разнообразием. Вне конкуренции — Цветаева. Заметно меньшей, но устойчивой популярностью пользуются Бродский, Есенин, Пушкин, Самойлов. Самые востребованные драматурги — Шекспир и Чехов. В топе прозаиков лидируют Достоевский и Прилепин. Эмоциональный выбор отрывков определяет гендерный дисбаланс: восемь из десяти поступающих — девушки.

Та же картина наблюдается у заседающего тремя этажами ниже Александра Коручекова. Предложив показать что-то, педагог просит спеть или представить прозаический отрывок. Как ни странно, мало кто готов к роли рассказчика. Каждому хочется исповедоваться или метать громы и молнии. Сказать слово в простоте способны единицы. Решающими факторами успеха становятся концентрация, импровизация и азарт. Именно эти качества продемонстрировала ведущая актриса петрозаводского театра «Творческая мастерская» Валерия Ломакина. Бледная, собранная, эффектная шатенка четко проартикулировала строчки Роберта Рождественского: «Знаешь, я хочу, чтоб каждое слово этого утреннего стихотворения вдруг потянулось к рукам твоим, словно соскучившаяся ветка сирени...». Затем последовали диалог Грушеньки и Алеши Карамазова и страстно-гортанное «Падам-падам-падам» из репертуара Эдит Пиаф.

Под стать ей тоненькая, как струна, москвичка Надежда Азарова. Выпускница Щукинского училища пленила экзаменаторов идеально интонированным репертуаром — цветаевскими «Флорентийскими ночами», самойловским «Рожденьем сына», эстрадным хитом Ходосова и Фельцмана «Мой Вася», прославившим Нину Дорду. Ставку на вокал сделала и миниатюрная травести Мария Распопина, одинаково трогательная в амплуа Настеньки из «Белых ночей» и Марии Магдалины из рок-оперы «Иисус Христос — Суперстар».

Не столь успешно, но уверенно выступила выпускница Щепкинского училища, руководитель театральной студии «Маска» Дома культура подмосковных Электроуглей Алла Горшкова. Статная «народница» поделилась шуточным «Маникюром» Василия Белова, распелась на «Гляжу в озера синие», но внезапно запамятовала «Ворону и Лисицу». Ее конкуренткой и партнершей выступила выпускница воронежского Института искусств Анна Штамм. Эмоциональная, озорная актриса продемонстрировала завидный диапазон, исполнив задушевный романс «Ходит ветер у ворот» и мечтательно-изысканный монолог чеховской Ирины.  

Сильный пол разочаровывал чаще, чем удивлял: сквозь наигранную экспрессию проступала вялость и бледность капризных, избалованных ранним успехом, едва-едва сформировавшихся юношеских натур. Тем сильнее бросались в глаза отрадные исключения. Природным обаянием и задором блеснул златокудрый выпускник ГИТИСа Владимир Карпук: открыл «Страну негодяев» Есенина, отгремел блоковскими «Скифами». Удалой ростовский актер Театра имени Максима Горького Игорь Васильев поразил мастеров мелодекламацией и чутким погружением в грозный мир пушкинского «Медного всадника».


После собеседований «Культура» пообщалась с председателями экзаменационных комиссий, мастерами Академии Александром Коручековым и Игорем Яцко.

Александр Коручеков: «Главный вопрос современного театра: зачем человек выходит к людям?»

Коручеков: Главный вопрос современного театра: зачем человек выходит к людям? Конечно, всегда есть искушение подменить осмысленное существование эмоциональным и пластическим самовыражением. Только это неинтересно. Главное — уметь поделиться сквозь чужой текст личными переживаниями — горем, радостью, открытиями. Только так рождается подлинный театр

культура: Чем объясняете тавтологию репертуара? Каждая вторая девушка декламирует Цветаеву, каждая третья — Достоевского?
Коручеков: На мой взгляд, это связано с зауженным кругозором.

культура: Ваши прежние ученики говорили, что Вы превратили их в универсальных солдат, способных реализоваться в любой творческой среде...
Коручеков: В наших вузах развито довольно косное представление о психологическом, реалистическом или водевильном театре в его традиционном понимании. Современный театр гораздо разнообразнее. Даже оставаясь в рамках традиционной площадки, нужно выходить за пределы устаревших представлений о реализме и психологизме. Например, я ценю театр без слов, построенный на живых импровизациях, поэтому здесь, в Академии, предлагаю ребятам попробовать себя в технике дель арте, обучаю работе с маской.

культура: Чем больше учишь, тем больше учишься. Чему Вас научили три академических года?
Коручеков: Прежде всего труду. Ну и, конечно, это позволяет сохранить возможность внутренней трансформации. Легко покрыться корочкой навыков, приемов, штампов. Это связано с присущим нам страхом неудачи. Любой артист заточен на успех, ему страшно пролететь мимо знакомой посадочной площадки, лишиться лица, зависнуть в пустоте, но всегда нужно помнить, что движение — это жизнь, а значит — риск.


Игорь Яцко: «Думающий актер сегодня редкость»

культура: С чем связываете увеличивающийся приток абитуриентов?
Яцко: С успешной деятельностью Академии. На нас работает сарафанное радио. Дипломные «Метаморфозы» выпускников дают заразительный пример коллегам.

культура: В этом году довольно ярких впечатлений?
Яцко: Я бы так не сказал. Реальность никогда не оправдывает ожиданий. Всегда надеешься на чудо, а выбор оказывается непрост. Дело не только в ребятах, трудно разглядеть необходимые творческие и психологические качества, столь важные в нашей работе.

культура: В чем основная проблема абитуриентов?
Яцко: Однообразный репертуар. Думающий актер сегодня редкость. Чтобы его воспитать, необходимо вовремя разглядеть соответствующие задатки.

культура: Что дает Академия Вам лично?
Яцко: Возможность не переставать учиться. Чтобы реально двигаться вперед, приходится непрестанно задавать себе вопросы: зачем ты-то этим занимаешься, чего хочешь добиться?

культура: Ответ на эти вопросы Вы собираетесь представить публике 6 сентября в рамках Творческой лаборатории Игоря Яцко в Театре Киноактера?
Яцко: Надеюсь. Этот замечательный формат открытых репетиций я провожу уже третий год подряд в сотрудничестве с Академией и Министерством культуры. Ко мне приходят люди в поисках творческой реализации — любой желающий может зарегистрироваться в интернете. Мы даем простор для раскрытия человеческой натуры, а если повезет, то и таланта. Результат представим публике в конце ноября.


Фавориты вступительных испытаний поделились с «Культурой» творческими планами, связанными с высшей школой актерского мастерства.

Надежда АЗАРОВА:

— Наша профессия требует непрестанного самосовершенствования, если остановишься — увязнешь, расслабишься, загубишь дар и сама пропадешь. Академия для меня — это место, где можно применить и усовершенствовать полученные ранее навыки, возможность лучше узнать профессию.

Алла ГОРШКОВА:

— Верю, что пришла сюда не случайно. Сначала посещала открытые мастер-классы Академии, спектакли и поняла: это мое! Надеюсь, Академия поможет мне направить собственную энергию в нужное русло. А Никита Сергеевич, имея огромный опыт работы с выдающимися артистами, передаст часть этого опыта нам. И главное — подарит первоклассный актерский мастер-класс.  

Валерия ЛОМАКИНА:

— Всем нам, провинциальным актерам, хочется большей реализации. Не бурных аплодисментов, а рабочих условий, в которых можно расправить плечи. У меня прекрасная школа, есть успешные спектакли, но, поиграв в театре, захотела развиваться дальше, найти единомышленников-коллег. Накануне проб пересмотрела мастер-классы Никиты Сергеевича и поняла: он абсолютно мой человек. И как художник, и как гражданин.

В Академии постараюсь набраться опыта, взять максимум от блестящих педагогов и ведущих мастеров, вдохновиться их историями успеха. Прежде всего — уроками ректора. Очень хочется увидеть, как Никита Сергеевич работает с актером, зарядиться его витальностью.

Анна ШТАММ:

— После окончания института мне предлагали вакансии в Перми и Воронеже, звали поучаствовать в работе юханановской Мастерской индивидуальной режиссуры. Но я решила не разбрасываться. Мне необходим сильный режиссер,   который сможет помочь мне собрать приобретенный опыт воедино. В частности, мне чудовищно не хватает пластической техники, и я надеюсь добрать ее здесь, у Михалкова. Мало кто умеет работать так, как он, столь искренне любит свое дело и обладает эликсиром удачи.

Владимир КАРПУК:

— Я окончил мехмат ННГУ имени Лобачевского, отслужил в армии и поступил в ГИТИС. Считаю, этот опыт пошел мне на пользу, ведь прежде чем заниматься творчеством, нужно привести в порядок голову, а уж затем учиться мыслить сердцем. Кто-то скажет: «Зачем актеру тригонометрия?» Но как можно говорить с залом о серьезных вещах, не имея способности к размышлению и логике? Вдохновение равно необходимо и в науке, и в искусстве, в конце концов, любое творчество, особенно режиссура, — суть поэзия чисел.

Владимир Меньшов как-то заметил, что ни один талант «не выстрелит» без удачи и труда. А равно удача ничто без труда и таланта. Сочетание этих качеств воплощает для меня Никита Михалков. Надеюсь, с его помощью мне удастся усовершенствовать навыки театрального и кинематографического мастерства.



Никита Михалков: «Если при отборе идешь на компромисс — ​портишь человеку судьбу»

культура: Что главное при отборе?
Михалков: Мы ищем людей, желающих усовершенствовать то, что они уже умеют. Наша задача — ​дать им такую возможность. Но не все оказываются достаточно готовы. Мы получили 480 заявок, а примем на курс 15 слушателей. В лучшем случае четыре-пять человек из них вырастут как артисты. Нам приходится проявлять жесткость на этапе отбора, чтобы не давать людям ложные надежды. Если идешь на компромисс — ​портишь человеку судьбу.

культура: С этим обстоятельством связано сокращение числа слушателей в четвертой годичной Академии?
Михалков: Да. Мы не хотим плодить несчастных людей. Сто процентов из тех, кто прослушивался сегодня, — ​состоявшиеся профессионалы, «пустой породы» не было. Мы отдаем предпочтение тем, кто способен взять у нас по максимуму.

культура: Каким дисциплинам уделите особенное внимание в новом учебном году?
Михалков: Прежде всего — ​актерскому мастерству. Но не только. Наши слушатели постоянно посещают мастер-классы абсолютно разных, но одинаково талантливых людей, просматривают и обсуждают классику с киноведами, ну и, конечно, находятся в непрерывном диалоге с педагогами. Также в этом году мы планируем увеличить количество гастролей с академическими спектаклями.




















Фото на анонсе: Ксения Борисова