Михалков «врагов» не боится

Алексей КОЛЕНСКИЙ

13.07.2018

9 июля в ДК Горбунова состоялась открытая репетиция дипломной постановки третьей годичной Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова «Метаморфозы 3: Враги». Два дня спустя в центральном кинотеатре «Спартак» города Павлово прошли показ картин выпускников режиссерского отделения и церемония вручения дипломов.

Новые «Метаморфозы» преодолевают бездну между банальным фарсом и высокой трагедией, студийным экспериментом и русским классическим театром. Критично принимавший мхатовские трактовки, Антон Павлович на сей раз был бы доволен: не изменив духу классика, Академия доказала право на жизнь как высшая школа ремесла и требующий самореализации творческий организм.

Не подвели педагогов и воспитанники режиссерской мастерской Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко. Трогательно-комичная мелодрама «Асия» Динары Абдрашитовой, лиричная лав-стори «Встреча» Фатимы Золоевой и пастораль «Жест» Артема Бутько свидетельствуют не только о сформировавшемся авторском почерке, но и о тактильном ощущении психологического актерского жеста — непрерывного силового поля внутренней жизни персонажей.

Новые достижения Академия представит осенью. В октябре временно играющий на подмостках ДК Горбунова Театр Киноактера порадует публику тремя «Метаморфозами», пластическим спектаклем Сергея Землянского «Послание изгнанных» и «Сирано де Бержераком» в авторской инсценировке Игоря Яцко, приуроченной к полуторавековому юбилею Эдмона Ростана.


Никита МИХАЛКОВ:

— Почему основой «Метаморфоз» служат рассказы Чехова и Бунина? В любой пьесе есть все: завязка, развязка, драматургия, а в литературе образ дает парафраз. Помните, Тригорин в «Чайке» говорил: горлышко бутылки ночью на плотине — вот тебе и лунная ночь. Нам в Академии также важно создавать атмосферу, без нее, как говорил Михаил Чехов, никакой артист не спасет. Она важна везде: в кино, театре, стране, семье. Наши актеры должны нащупать ее через паузу, слово, деталь. Мы выбирали миниатюры из сорока предложенных ребятами вариантов. Потихоньку шел отсев, репетиции, и в какой-то момент их осталось пятнадцать, потом восемь. Студенты только что закончили работу над сложным, физически тяжелым пластическим спектаклем Сергея Землянского «Послание изгнанных», мы репетировали дипломную постановку всего полтора месяца. Тем не менее именно в «Метаморфозах» мы открыли новый жанр и невероятные возможности. Реализовать их в полной мере позволит новая площадка в реконструированном Театре Киноактера. Там будут самые новые технологии: многофункциональная сцена, компьютерная графика. Очень хочется ставить спектакли для детей. Невозможно представить, что некоторые вещи будут происходить не в кино, а в жизни — например, как из-под земли вырастать и рассыпаться сказочные замки.

У каждого из вас судьба сложится по-разному, каждый не раз столкнется с несправедливостью. Такова жестокость профессии. Однако философ Иван Ильин не зря говорил: «Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше!» Каждый из вас обязан применить в жизни лучшее, что дала Академия.


В чем суть академического образования, помогла ли работа с Михалковым определиться с дальнейшей жизнью в искусстве? Выпускники актерской и режиссерской мастерских поделились с «Культурой» творческим опытом и планами на будущее.


Тамара РАЗОРЕНОВА, актриса:

— Окончив Щепкинское училище в 2003-м, я поступила в Театр Киноактера. Михалков пригласил в Академию и доверил комедийную роль. До «Метаморфоз» я не играла ничего подобного — новелла «Хористка» стала для меня огромной, равновеликой вузу школой мастерства. Мы сами выбирали отрывки из чеховской и бунинской прозы, разбирали снятые на видео репетиции, понимали ошибки и определялись с дальнейшей работой над ролью. Никита Сергеевич учил творчески мыслить, говорил: «Вы сами должны осознать, что в Вас не так, что не дает развиваться!» Это трудно увидеть, еще сложнее почувствовать, но, оказывается, можно научиться самостоятельно преодолевать внутренние препятствия, не полагаясь на режиссера. Для себя я поняла, что чересчур давила, прописывала персонажа грубыми мазками, толкала его как сизифов камень. Но куда? Это был зажим. Михалков посоветовал сконцентрироваться на нюансах: поворотах головы, руках, походке. Живой образ выстраивается из мельчайших штрихов. Игра с этими «кружевами» дарит подлинное наслаждение, ощущение полета, расширяет кругозор и развивает художественный вкус... Как говорит Никита Сергеевич, единственная фальшивая нота ломает гармонию спектакля.


Сергей РАДЧЕНКО, актер:

— Я прошел Институт современного искусства, учился у мхатовских — буквально — стариков, на курсе Евгения Вениаминовича Радомысленского. Служил звукорежиссером в «Сатире», где играл мой отец, выходил на сцену у Спесивцева, затем был Театр Киноактера. Разочаровавшись в театре, два года работал кем придется... Академия и лично Никита Сергеевич стали моим спасением. Репетиции Михалкова — это что-то невероятное по самоотдаче и накалу страсти. Он очень много вкладывает в артистов, и сам получает удовольствие, и нас заражает. Его влияние заставляет купаться в каждой роли, постоянно приносить что-то новое, подлинное, живое.


Динара АБДРАШИТОВА, режиссер:

— После факультета прикладной информатики Уфимского университета отучилась два года в питерской Высшей школе режиссеров и сценаристов у Сергея Карандашова. Именно по совету мастера прошла региональный набор к Михалкову. До этого снимала лишь студенческое кино, не имела опыта работы с профессиональным звуком, камерой, с продюсером и мастерами. Поддержка Хотиненко и Фенченко дала огромную уверенность на съемочной площадке. К сожалению, из-за плотной занятости слушателей на репетициях «Послания изгнанных» я не могла пригласить однокашников в свою ленту. Однако под каждого из них можно писать сценарий. Лучшее доказательство — дуэт Елены Алферовой и Никиты Бурячека во «Встрече» моей однокурсницы Фатимы Золоевой.

Для своего фильма «Асия» я нашла десятилетнюю уфимскую девочку, не имевшую опыта работы на площадке. Чтобы уговорить ее сниматься, мама пообещала купить ей котенка. Нас это здорово выручило. Стоило актрисе закапризничать, я говорила «мяу», и малышка безропотно шла в кадр.

Сейчас снимаю фильм «Сестра» о девочке, живущей с мамой, которая переживает потерю первого ребенка.


Фатима ЗОЛОЕВА, режиссер:

— Со студенческой скамьи исторического факультета Северо-Осетинского университета работала на региональном телевидении, параллельно училась в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Мечтала о кино. Но после провала пилота сериала стала бояться снимать, не занималась ничем, кроме рекламы. Михалков, Хотиненко, Фенченко буквально вернули меня к жизни, научили не соблазняться модными идеями, эффектными жанрами, снимать лишь то, что близко, и главное — не бояться провалов.

Наш сценарий был написан и утвержден за восемь дней. Съемки «Встречи» были абсолютной авантюрой. Работали в метро без разрешения. Были готовы в любую минуту загреметь в каталажку. Как ни странно, случайные пассажиры проявляли такт и понимание; мы снимали, как хотели, — из-за спин, наискосок, крупными планами, жестами просили «публику» расступиться — люди слушались беспрекословно. Много часов подряд в разных поездах все работали на наше кино, как профессиональная массовка: их наэлектризовали ни минуты не расслаблявшиеся артисты Елена Алферова и Никита Бурячек.

Сейчас заканчиваю картину «Завтра будет завтра», основанную на реальной биографии моей подруги — дипломированного политолога, спасателя МЧС, медработника и популярной певицы. Позитивная, веселая, харизматичная девушка-праздник... Как она все успевает? Надеюсь, показав один день из ее жизни, дадим ответ на этот вопрос.


Артем БУТЬКО, режиссер:

— С первого класса я жил в Испании. Окончил мадридскую киношколу, но два года назад вернулся в Россию. Был подкован в теории драматургии, знал, как работать с актерами, но практикой занялся лишь в Академии. В России адаптироваться было непросто, подзабыл язык, но меня выручила работа с профессиональными педагогами и актерами. Год пролетел, как неделя, — настолько интенсивной оказалась наша творческая, режиссерская и актерская жизнь. В Европе торжествует американский стиль: есть история, которую нужно отыграть в трех актах, а у нас каждая сцена, характер, жест, взгляд должны нести смысловую нагрузку. Постоянно снимая, сталкиваешься с массой непредвиденных обстоятельств и понимаешь: выход есть всегда, достаточно просчитать варианты и, если что-то не срослось, проявить находчивость. Мы работаем не со схемами, а с живыми эмоциями. Счастлив, что здесь у меня появились единомышленники — педагоги, актеры, операторы, сценаристы.

Анна АНДРУСЕНКО, актриса:

— После окончания Щепкинского училища я начала работать в кино и сериалах, сейчас играю в спектакле нашего курса «С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе. Учиться в Академии было безумно интересно. С нами занимались выдающиеся педагоги: Сергей Землянский загружал нас пластическими этюдами и хореографией, Александр Коручеков учил обращаться с масками, перевоплощаться в иную, небывалую сущность, Никита Михалков раскрывал суть актерского мастерства, вел через биологическую память и концентрацию к психологическому жесту. Никита Сергеевич дал уникальный опыт, показал, что я обладаю знанием и силой, которых в себе не подозревала.



Фото на анонсе: пресс-служба Академии Н.С. Михалкова