20.06.2018
культура: Как пришли в профессию?
Сопина: Поступила на эстрадное отделение ГИТИСа, сразу прошла на четвертый тур. Учиться было непросто, я частенько не вписывалась в академические рамки. Через некоторое время мастер курса Александр Гуревич привел меня на телеканал «Карусель». Я вела передачу для детей. Общение с ними было чем-то невероятным. Их энергия, предельная честность завораживали. Мне кажется, дети — самое искреннее, что вообще существует. После этого мне приходилось заставлять себя общаться со взрослыми, «встраиваться в социум». Тогда и сейчас справляться с проблемами мне помогала актерская интуиция. Мне кажется, я сразу вижу людей, но есть и такая вещь, как самообман. Мы часто хотим верить, даже если знаем, что правда в другом. Это я поняла, работая над сценариями. Когда пишу, мне в первую очередь интересен человек.
Я очень люблю Достоевского. Это удивительно, как в его романах порок и добродетель идут рука об руку, как он умудряется боготворить маленького человека, у которого ничего не получилось. Это просто — описать успешного героя. А неудачника, потерявшегося где-то на дне жизни? Стараюсь сочинять истории, где заблудившийся человек ловит созидательный импульс.
культура: Почему решили попробовать себя в режиссуре после окончания актерской мастерской Академии?
Сопина: Захотела пойти дальше. Любой актер очень уязвим — наша профессия оголяет существо, способствует анализу сущности. Мне нечего противопоставить миру непрофессионализма и фальши. Михалков как раз учит нас защищаться, детально выстраивать микрокосмос несуществующего человека так, чтобы он ожил. К этому мы стремились приблизиться в постановке бунинского «Легкого дыхания».
Никита Сергеевич привносит в грубый театр кинематографическую атмосферу. Он, как никто, умеет находить нужную деталь: шелест листвы, скрипящие качели в «Метаморфозах» — это же чистое кино. Михалков воспитывает актеров, которые чутко видят окружающую среду, принимают ее и органично существуют в ней.
Он настолько точно показывает, что не возникает сомнений в верности. Михалков энергетически обволакивает и заряжает. Напоминает, что каждый содержит в себе космос, а энергия аккумулируется, накапливается. Главное, собрать ее и вовремя выдать жест или слово — не поспешить, но и не опоздать.
Когда находишься рядом с Никитой Сергеевичем, попадаешь в поток. Очень сложно бывает потом обрести это состояние без него.
культура: Что, на Ваш взгляд, главное в режиссуре?
Сопина: Мне кажется, первична верность: режиссера — правде, команды — режиссеру, и зрителя — режиссеру. Каждый автор обязан понимать, что хочет увидеть в результате. Нельзя постоянно «якать», но важно держать в голове, что фильм — твоя история. Если ты уверен и искренен, все само собой происходит и слова сами находятся.
культура: А в работе с артистами?
Сопина: Я обычно пишу под определенного человека. Думаю, в кино стоит отталкиваться от личности артиста. Камера, как микроскоп, ловит в объектив конкретику, дает или укрупнение, или обобщение. Любая деталь катастрофически важна. Например, не бывает, чтобы просто так дернулась бровь.
культура: В театре иначе?
Сопина: Там легче. Можно использовать грим, менять голос, и до сцены есть расстояние. Зритель, как мне кажется, воспринимает спектакль в целом, не фрагментируя.
культура: Говорят, театр умирает. Согласны?
Сопина: Дело в том, что театр должен идти в ногу со временем, у нас же он, к сожалению, не перестраивается. Не попадает в современного человека. Публика выходит из зала ни с чем, будто ее обманули.
Театр не может без зрителя, значит, ему предстоит придумывать другие средства выражения, чтобы захотелось читать Шекспира, понимать Чехова. Думаю, в «Метаморфозах» у нас это получилось.
Фото на анонсе: academynsm.ru