Шпаги звон — как звон медалей

Дмитрий ЕФАНОВ

05.06.2014

7 июня в Страсбурге стартует чемпионат Европы по фехтованию. На кону 12 комплектов наград. Состязаться в столице Эльзаса будут на шпагах, рапирах и саблях. 

Наша сборная отправляется во Францию в боевом составе, включая олимпийских призеров Софью Великую, Инну Дериглазову, Ларису Коробейникову и Алексея Якименко.

Результаты россиян на различных турнирах накануне континентального первенства обнадеживают. На этапе Кубка мира в Гаване блеснули мастерством рапиристы. Дмитрий Ригин поднялся на высшую ступень пьедестала почета, а Алексей Черемисинов занял третье место. Позднее в компании Реналя Ганеева и Тимура Сафина лауреаты индивидуальных схваток выиграли «серебро» в командном турнире. 

На аналогичных соревнованиях в Марселе Инну Дериглазову от победы отделил один укол. Итальянка Арианна Эрриго оказалась немного удачливее. Дополнили позитивную картину шпажистки, которые по итогам мая возглавили мировой рейтинг.

— Стараюсь не загонять спортсменов в жесткие рамки, ставить конкретные задачи, чтобы не задавить их психологически, — рассказал «Культуре» главный тренер сборной России Ильгар Мамедов. — В первую очередь они профессионалы и отлично осознают значимость предстоящего турнира. «Накачки» в такой ситуации могут повредить, поэтому требую от подопечных только полной выкладки. Конечно, предстартового мандража не избежать, через подобное все проходили, главное — взять себя в руки во время схватки и показать максимум возможностей. Классные мастера тем и отличаются, что способны в нужный момент предъявить сопернику козыри.


Андрей РЫКЛИН, актер и каскадер, преподавал в ВТУ имени Щепкина, в 2004 году открыл собственную школу сценического фехтования:

— Когда люди начинают учиться театральному фехтованию, часто задают вопрос: «А как по-настоящему?» Но «по-настоящему» к сцене не имеет никакого отношения. Театральный бой ни на секунду не является спортом. Это обычная актерская работа, как подготовка драматического спектакля, как танец. Каждое движение поставлено и отрепетировано. Сценическое фехтование, по сути, — хореография. Со своей спецификой, конечно. В степе люди разговаривают ногами, а в драке — шпагой. 

Бой на зрителя — такая же иллюзия, как сам театр. Любой поединок рождается из нескольких посылов. Мы разбираем роли: про что деремся, зачем, какие характеры у наших персонажей? Исходя из этого, сочиняются телодвижения. Бой может нести комический или трагический смысл. В театральном вузе студентов сначала учат в этюдном порядке молчанию на сцене. Бой, если угодно, такое же существование без слов. Педагоги по сценическому фехтованию, как правило, не спортсмены, а актеры. 

В театре все проще — там не нужна заумная терминология. Вверх-вниз, влево-вправо, живот, голова, плечо, нога — этих команд достаточно. Совпадают лишь названия позиций защиты, и те легко запомнить: первая, вторая, третья...

Актер сможет какое-то время продержаться против профессионала. Сами дурачились — знаем. Спортсмен, как лошадь бегущая по кругу, действует в рамках: ходит вперед-назад и лишних движений не совершает. Имеет богатейший арсенал, но в узком диапазоне. Когда профи сталкивается с фехтующим актером, входит в ступор. Для него эти движения просто непонятны. Но потом, конечно, быстро соображает, что к чему.

Цель спортсмена — поражение соперника. А у нас нет понятия «противник» — есть партнер.


Кино на острие


Кинематограф всегда был неравнодушен к колюще-режущим орудиям ближнего боя. Особенно везло шпагам — первая из сохранившихся экранизаций «Трех мушкетеров» датируется 1898 годом, а всего похождения героев Дюма экранизировались более ста раз. Рыцари плаща и шпаги стали первыми серийными персонажами — в 1920-м Дуглас Фэрбенкс обернулся благородным разбойником «Зорро», спустя шесть лет сыграл «Черного пирата». В 24-м на экраны ворвался лидер пиратского хит-парада «Капитан Блад» с Джорджем Уорреном Керриганом. В 1935 году этот морской разбойник стал визитной карточкой Эррола Флинна.

Из литературных дуэлянтов блестящую кинокарьеру сделал Гамлет, в роли которого блистали Сара Бернар, Аста Нильсен, Лоуренс Оливье, Кристофер Пламмер, Мел Гибсон, Итан Хоук. Одним из лучших принцев-фехтовальщиков был признан козинцевский «Гамлет» — Иннокентий Смоктуновский. 

До появления на советских экранах «Фанфана-Тюльпана» с Жераром Филиппом (1952), «Картуша» с Жан-Полем Бельмондо (1961), полудюжины «капитанов» с Жаном Маре и «Зорро» с Аленом Делоном (1975) за французских бретеров отдувались у нас «Три мушкетера» Макса Линдера (1922). 

По понятным причинам отечественные мастера предпочитали шпаге саблю. С 1909-го ею рубился «Тарас Бульба» режиссера Александра Дранкова, в 34-м это оружие прославил на весь мир «Чапаев» братьев Васильевых. С саблями наголо неслись в атаку удальцы рязановской «Гусарской баллады». 

В 71-м шпагу воспел маркиз Андрея Миронова из «Достояния республики», но лишь спустя восемь лет «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальда-Хилькевича «пора-пора-порадовались» верной спутнице галантной эпохи. 
Лент о спортивном фехтовании снято немного. В СССР — всего три: «Сотвори бой» Николая Калинина (1969), «Рыцарь из Княж-городка» Вадима Михайлова (1978) и «Вызов» Игоря Коловского (1986).

По популярности со шпагой и саблей может сравниться лишь хит японского кино — самурайская катана. Самым прославленным фехтовальщиком XXI века нельзя не признать «Пирата Карибского моря» Джека Воробья, сыгранного Джонни Деппом. 

Алексей КОЛЕНСКИЙ